Среднийпудель Особенности Здоровья

Индивидуальные особенности здоровья

Индивидуальные особенности здоровья объединяют в себе совокупность и взаимодействие всех составляющих индивидуального здоровья.

Эта взаимосвязь показана в виде схемы в предыдущей статье «Понятие индивидуального здоровья».

На жизнедеятельность каждого человека влияют определённые факторы из которых и складывается индивидуальные особенности здоровья человека.

Вот основные из них, оказывающие наибольшее влияние:

  1. состояние окружающей среды и климатическая зона проживания;
  2. генетические и биологические особенности организма человека;
  3. образ жизни человека, который закладывается с детства и влияет в течении всей жизни;
  4. качественное медицинское обслуживание.

Формула индивидуального здоровья схематически представлена выше.

Из ней видно из каких основных факторов складывается индивидуальное здоровье человека, что оказывает на него влияние и что необходимо делать для поддержания здоровья в хорошем состоянии.

Формула индивидуального здоровья схематически представлена выше.

Среднийпудель Особенности Здоровья

1. Уважение к себе.
Эмоционально здоровые люди адекватно воспринимают трудности жизни и имеют развитое чувство собственною достоинства. Они не переживают по поводу того, что не гак ловки и красивы, как другие. Чтобы научиться уважать себя, относиться к себе хорошо, можно предложить следующее:
— займитесь чем-то новым, попробуйте себя в спорте, живописи, танцах или музыке: у каждого из нас есть область, в которой мы можем превзойти.
других.
— добейтесь успеха в том, что вы делаете (тщательно готовьтесь к экзаменам, выступлениям, деловым встречам и переговорам), не позволяйте себе черпать неудачу просто из-за своей слабой подготовки.

2.Умение переживать неудачи.
Это умение развивается по мере взросления, когда понимаешь, что нельзя рассчитывать на исполнение всех желаний. Необходимо сохранять позитивный взгляд на жизнь и быть убежденным в том, что неудачи — явление временное. Такие люди не прибегают к помощи алкоголя, чтобы избавиться от чувства разочарования, а предпочитают действовать.

3. Независимость.
Человек должен самостоятельно принимать решения, планировать свою жизнь и следовать собственным планам. Люди, затрудняются в принятии решений, они боятся ошибиться и поэтому просто «плывут по течению». Между тем ошибки в жизни каждого человека неизбежны, они и составляют наш жизненный опыт. Мы должны рисковать, если хотим, чтобы жизнь была полноценной.
Однако определенная степень зависимости в некоторых случаях должна существовать. Например, любовные отношения предполагают взаимною зависимость, и без нее одна из самых главных потребностей человека не будет удовлетворена.

4. Эффективная борьба со стрессом (категория «стресс» подробно рассматривается ниже).
Современная жизнь может быть источником сильных стрессов, тем не менее многие люди живут чрезвычайно насыщенно, не испытывая при этом связанных со стрессом неприятностей. Жизнь тех. кто не овладел 1акими навыками, может быть искалечена физическими и психическими болезнями: кроме того, такие люди в большей степени склонны к злоупотреблению алкоголем и наркотиками.

5. Забота о других людях. Мы or природы — существа общественные: более того, по мнению генетиков, мы «запрограммированы» на то. чтобы забо¬титься друг о друге И хотя, в первую очередь, в нас заложена потребность заботиться о самих себе, эгоистичный человек, как правило. — несчастный человек

6. Качество взаимоотношений с другими людьми. Эмоционально себе. Все это придает им чувство уверенности в себе и позволяет сознавать себя частью общества Прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность любить и выражать скоп чувства к другим часто основана на низком самоуважении.

Эмоции.
Психика и эмоции взаимосвязаны и взаимозависимы. Эмоции — это отражение психических функций человека. И хотя эмоции (радость, печаль, страх, гнев) субъективны, они приводят к изменениям в организме, готовят его к определенному типу деятельности (например, к общению или драке). Отрицательные эмоции могут истощать человека физически и создавать значительный эмоциональный стресс. Положительпые эмоции необходимы и полезны Эмоции украшают нашу жизнь, вносят в нее интерес и разнообразие.

Стресс. Слово «стресс» по терминологии Ганса Селье определяется как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых каким-либо из стрессовых факторов. Стрессовый фактор (стрессор) — это любое воздействие, которое вызывает стрессовый ответ. Существует много потенциальных стрессоров: перемены в жизни (отпуск, брак, развод, новая работа и т. д.), эмоциональный конфликт, любая сильная эмоция (страх, радость и т.д.). усталость, физическая травма, операция, заболевания, резкие изменения температуры, шум. скученность.

Любые перемены в нашей жизни, даже положительные, заставляют нас приспосабливаться к новым обстоятельствам. Женитьба, развод, поступление в университет, окончание университета — все эти события являются стрессорами. Даже выигрыш в лотерею десяти миллионов следует признать стрессором, поскольку новоявленный миллионер должен привыкнуть к своему статусу.

Действие стрессоров суммируется и накапливается. Чем больше их в нашей жизни в данный период, тем выше будет уровень нашего стресса

Различают три стадии стресса

В стадии мобилизации возникает тревога в ответ на действие стрессора. Эта реакция мобилизует организм, готовит его к срочным действиям. Увеличивается частота сердечных сокращений, поднимается кровяное давление, замедляется пищеварение, кровь приливает к мышцам. В чрезвычайных ситуациях, например при нахождении в горящем здании, реакция тревоги может оказаться человеку очень полезной. Когда непосредственная опасность рядом с человеком. организм переходит в стадию сопротивления.

На стадии адаптации стресс снижается до более низкого, но более устойчивого уровня. В этот период мы обладаем повышенной и длительно сохраняющейся способностью переносить действие стрессоров. Например, при пожаре человек, посте того как сам спасся, спасает других людей и имущество

К ели уровень стресса стишком долго остается очень высоким, наступает стадия истощения.

В стадии истощения при сильном стрессе организм теряет значительную часть энергии, и создаются такие физиологические условия, при которых способность сопротивляться стрессорам уменьшается. На этой стадии иммунная система ослабевает, и возможно возникновение различных заболеваний. Люди в состоянии истощения часто страдают от полного упадка физического и психического здоровья.

Эустресс. С гросс не всем да приносит вред. Наоборот, при умеренном стрессе разум и тело человека функционируют наиболее эффективно. Гане Сетье использовал термин эустресе для описания стресса как положительной силы

Эустресс («эу» в переводе с греческого — «хороший» или «настоящий») делает организм готовым к оптимальному режиму работы. По высокий уровень стресса может оставаться положительным фактором только очень короткое время. Примеры эустресса — состояние спортсмена перед соревнованием или артиста перед выходом на сцену.

Дистресс — это стресс, оказывающий вредное воздействие. Стресс спортсмена или музыканта может достигнуть такого высокого уровня, что or эюго пострадает его выступление. Многие студенты иногда переживают столь сильный стресс на экзамене, что это мешает им хорошо отвечать. Бывает даже, что во время экзамена студент никак не может вспомнить нужный ответ, но как только он возвращает билет и выходит за дверь, тут же все вспоминает. Возврат билета снижает уровень стресса, что позволяет студенту снова нормально думать. Стресс также становится дистрессом, если он ведет к заболеванию.

Симптомы дистресса: невозможность сосредоточиться и принимать решения, нервозность, смутная тревога, плаксивость, тоска, раздражительность. чувство беспомощности, чувство безнадежности, суетливость и невозможность расслабиться, зуд, сыпь на коже, головные боли, бессонница, сонливость, усиленное потребление алкоголя, потеря аппетита, чрезмерный аппетит, нарушения менструального цикл;:, потеря сексуального интереса, пугливость.

Различают три стадии стресса

Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека – это полное физическое, психическое и социальное благополучие при отсутствии заболевания. Такое благополучие в свою очередь обеспечивается комплексом внешних и внутренних факторов.

Последние характеризуются, в частности, особенностями морфофункционального и психологического развития ребенка. Одним из главных признаков здоровья считают способность организма надежно приспосабливаться к условиям внешней среды и возможность осуществления полноценной деятельности в различной обстановке.

По данным НИИ гигиены детей Министерства здравоохранения РФ, здоровье детей базируется на четырех основных критериях:

1. уровень физиологических систем организма;

2. уровень физического развития и его гармоничность;

3. степень сопротивляемости организма воздействию вредных факторов;

4. отсутствие заболеваний в момент обследования. [7, с. 21]

Процесс развития детского организма – это процесс качественных и количественных изменений, которые приводят к новому, более высокому уровню организации всех физиологических систем организма. Он включает в себя три основных взаимосвязанных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека рядом особенностей:

незавершенностью морфофункционального развития всех физиологических систем;

непрерывностью процессов роста, развития и дифференцировки органов и тканей;

меньшей устойчивостью к воздействию факторов внешней среды;

высокой степенью реактивности организма на внешнее воздействие;

неравномерностью процесса роста и развития в разные возрастные периоды;

гетерохронностью (разные сроки) созревания различных функциональных систем, органов и тканей. [4, с. 24]

Перечисленные особенности детского организма определяют в жизни ребенка возрастные периоды, считающиеся критическими, узловыми. Это первый год жизни, 3-4 года, 6-7 лет. В эти периоды жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, так как особенно резко реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды.

Здоровье человека в целом на 50% определяется его образом жизни, который в свою очередь включает три категории:

качество жизни, характеризующееся степенью комфорта и удовлетворения потребностей;

уровень жизни, сочетание удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей;

стиль жизни, который зависит от поведенческих особенностей индивидуума.

В современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста. В то же время условия жизни в современном обществе, особенно в больших городах, стали значительно менее комфортными. Это обусловлено многими причинами – прежде всего оборотной стороной научно-технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства и др. Все это не может не сказываться отрицательно на состоянии здоровья взрослых и детей.

Исследования показали, что за последние 10 лет количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза [8, с. 21]. Особенно высокая заболеваемость детей, нередко переходящая в хронические болезни, наблюдается в дошкольных учреждениях, расположенных вблизи промышленных зон, – там она в 1,5–2 раза выше, чем в районах с относительно чистой воздушной средой; у сельских дошкольников заболеваемость, как правило, в 2–2,5 раза ниже, чем у городских.

Рекомендуем прочесть:  Симптомы Чумки У Котов

Сохранение и укрепление здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях, помимо внешних влияний определяется рядом условий, среди которых основными являются:

реализация здоровье сберегающих педагогических технологий по всем разделам образовательной работы;

использование современных прогрессивных методов и приемов обучения, способствующих сокращению количества и длительности образовательных занятий;

индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

создание условий для удовлетворения биологической потребности детей в движении;

наличие в дошкольном учреждении специалистов высокой квалификации по физической культуре, обучению плаванию и др.;

реализация системы мероприятий по оздоровлению ослабленных детей;

реализация различных форм систематической работы с родителями и формирование у детей навыков здорового образа жизни на основе гигиенического воспитания и обучения [6, с. 36].

Эффективность используемых мер по охране физического и психического здоровья, и предупреждение утомления детей зависят, прежде всего, от того, насколько правильно воспитатель и медицинская сестра строят деятельность и отдых детей в течение дня, регулирует их взаимоотношения в коллективе, умеет организовать игру.

Среди перечисленных выше условий важнейшим является обеспечение индивидуального подхода к ребенку, который должен реализовываться при организации всех видов работы с детьми. Такой подход необходим, прежде всего, потому, что дети одного календарного возраста в дошкольном периоде, как правило, существенно различаются по ряду психофизиологических показателей, по темпам роста и развития. Более всего эти различия выражены в младшем дошкольном возрасте, но они сохраняются и в дальнейшем. На этапах детства и отрочества индивидуальные различия между детьми проявляются в уровне биологической и психологической зрелости организма, в физическом, интеллектуальном развитии, в формировании высших психических функций. Эти различия во многом обусловлены разными сроками созревания высшей нервной деятельности, а также комплексом внутренних и внешних факторов, связанных как с уровнем здоровья, наследственными факторами, так и с условиями жизни и воспитания. Наличие индивидуальных различий между детьми одного возраста сказывается на их способности к восприятию, умению трудиться, управлять своим поведением.[4, с. 14]

Медицинская сестра должна знать все назначения и рекомендации врача, особенно в отношении тех детей, у которых выявлены нарушения в состоянии здоровья. Выполнение этих назначений также требует непосредственного участия и контроля со стороны медицинской сестры. Динамика основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (мониторинг) позволяет своевременно выявить детей, нуждающихся в реабилитации.

Дата добавления: 2020-09-03 ; просмотров: 2995 | Нарушение авторских прав

индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах

Актуальность проблемы психологического здоровья подрастающего поколения. Дошкольное детство как период первоначального складывания личности и развития личностных механизмов поведения. Основные кризисы подросткового периода в возрастной психологии.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.03.2020
Размер файла 23,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.

От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 90-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2020-2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев — практически невозможно.

Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в качество жизни народа, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире. В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения.

1. Возрастные психологические особенности ребенка

1.1 Характеристика раннего возраста

Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным с взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним. В таком сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются:

* предметная деятельность и деловое общение со взрослым;

* произвольное поведение; формирование потребности в общении со сверстниками; начало символической игры; самосознание и самостоятельность.

В раннем возрасте наблюдается совершенно особое отношение ребенка к действительности, эту особенность принято называть ситуативностью. Ситуативность заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах.

Общение со сверстниками.

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту. В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов: * внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни); * стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни); * появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни). Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

Кризис трех лет.

К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам». Резко возросшее стремление к самостоятельности и независимости приводит к существенным изменениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми. Симптомы кризиса трех лет:

* негативизм (непослушание, нежелание выполнять указания взрослого, стремление все делать на оборот);

* упрямство (ребенок настаивает на своем не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, что он этого потребовал);

* строптивость (протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни; это бунт против всего, с чем он имел дело раньше);

* своеволие (ребенок все хочет делать сам и добивается самостоятельности там, где мало что умеет). Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. Следует различать объективный и субъективный кризис. Объективный кризис — обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда сопровождается негативным поведением. Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьем лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию. Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:

* стремление к достижению результата своей деятельности;

* желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;

* обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве. Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим лицам и к самому себе. Суть этого новообразования, являющегося поведенческим коррелятом кризиса трех лет, состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

1.2 Характеристика дошкольного детства

Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения. По А.Н. Леонтьеву, личностное становление в этом возрасте связано, прежде всего, с развитием соподчинения или иерархии мотивов. Деятельность ребенка, как правило, побуждается и направляется уже не отделенными мотивами, которые сменяются или вступают в конфликт между собой, а определенным соподчинением мотивов. Если связь между мотивами и результатом действия понятна ребенку, то он еще до начала действия предвосхищает значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. Примечательно, что эмоции могут появляться до выполнения действия в форме эмоционального предвосхищения. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям между ними и к новой ситуации развития ребенка. Общение с взрослым приобретает внеситуативный характер и осуществляется в двух различных формах — внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.

В сознании ребенка появляется образ идеального взрослого, который становится примером для его поведения и опосредует его действия. Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника как раз и заключается в разрыве между его стремлением «быть, как взрослый» и невозможностью это стремление реализовать на деле. Единственной деятельностью, которая позволяет разрешить это противоречие, является сюжетно-ролевая игра.

Рекомендуем прочесть:  После Выделений У Собак Когда Наступают Роды

Общение дошкольников со сверстниками.

В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Примерно к 4 годам сверстник является более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение с взрослым отличает ряд специфических особенностей, среди которых:

* богатство и разнообразие коммуникативных действий;

* чрезвычайная эмоциональная насыщенность;

* нестандартность и нерегламентированность;

* преобладание инициативных действий над ответными;

* небольшая чувствительность к воздействиям сверстника.

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом этапе (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, в основном, себя. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения. К 6 годам ребенок начинает воспринимать и себя и другого как целостную личность, несводимую к отдельным качествам, благодаря чему становится возможным личностное отношение к сверстнику.

Кризис шести лет.

Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом. К этому времени происходят резкие изменения на физическом уровне: быстрый рост в длину, изменение пропорций тела, ломка координации движений, появление первых постоянных зубов. Однако главные перемены состоят не в изменении внешнего облика ребенка, а в изменении его поведения. Внешними проявлениями этого кризиса являются манерничанье, кривлянье, демонстративные формы поведения. Ребенок становится трудновоспитуемым, перестает следовать привычным нормам поведения. За этими симптомами, стоит потеря непосредственности. Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений потери непосредственности. Механизм этого явления состоит в том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент — ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

2. Возрастные психологические особенности ребенка в школе

2.1 Характеристика младшего школьника

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других. Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил. В школе ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия с взрослым человеком. Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений. С поступлением в школу появляется необходимость постигать не только назначение предметов и явлений, но и их суть. От собственного представления об объекте он переходит к научному представлению о нем.

Особенности общения со сверстниками и взрослыми.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя. Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника. Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры. К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям.

2.2 Характеристика подросткового возраста

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место. Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы, по крайней мере, в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток, очевидно, иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст». Когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? На «полюсах» вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего — подростком. Но применительно к 14-18-летним употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны. Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от 11 до 15-16 лет. Переходный возраст, включает в себя два ряда процессов:

* натуральный — процессы биологического созревания организма, включая половое созревание;

* социальный — процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны:

* различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой — ребенком);

* существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики; * социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное — завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т.д.). Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало, чем отличается от детского. Подростки — все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность — учеба. К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройку всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно. Основной психологический «механизм» резкого изменения поведения в подростковом возрасте схематично можно представить следующим образом. Начало полового созревания, связанное с появлением новых гормонов в крови и их влиянием на центральную нервную систему, а также с бурным физическим развитием, повышает активность, физические и психические возможности детей и создает благоприятные условия для появления у них ощущения взрослости и самостоятельности.

Кризис подросткового возраста.

Подростковый кризис всегда особенно интересовал ученых. Кризис этот характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров. Теоретическая разработка этой проблемы началась на рубеже XX века. В это время господствовало представление о том, что источником кризиса и специфических особенностей подростка являются биологические моменты, генетически предопределенные изменения. Появление новых психологических особенностей рассматривалось как явление неизбежное и универсальное, то есть присущее всем подросткам. Из этого следовал вывод: трудности надо перетерпеть, вмешательство с целью что-то изменить нецелесообразно и бесполезно. Однако постепенно в науке накапливались факты, свидетельствующие о том, что особенности подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых. Особенно бурно у подростка протекает переходный период, если в детстве он усваивал то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. В этом случае он оказывается не подготовленным к будущему по достижении «формальной» зрелости. Немецкий психолог К. Левин констатировал, что в современном обществе существуют две самостоятельные группы — взрослых и детей. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами: он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении неприкаянности К. Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и, соответственно, чем длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период. Л.С. Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание кризиса. По мнению Л. И. Божович, подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Многие авторы связывают понятие кризисного развития с проблемой «акцентуаций характера». В подростковом возрасте формируется большинство характерологических типов, их черты еще не сглажены и не компенсированы последующим жизненным опытом, как это нередко бывает у взрослых. Именно в подростковом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко как «акцентуации характера». У подростка от типа акцентуации характера зависит многое: само прохождение пубертатного кризиса, проявление острых аффективных реакций, неврозов, общий фон поведения. А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Знание акцентуаций характера необходимо для налаживания отношений с подростком в семье, классе, внешкольных группах.

2.3 Характеристика раннего юношеского возраста

Возраст ранней юности — 15-17 лет — не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества. С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе, независимо от связи с последующими возрастными периодами. При использовании понятия «ранний юношеский возраст» надо различать:

* хронологический возраст — прожитое человеком число лет;

* физиологический возраст — степень физического развития человека;

* психологический возраст — степень личностного развития;

Рекомендуем прочесть:  Передоется Ли Ушной Клещ У Кошки К Челевеку

* социальный возраст — степень гражданской зрелости. Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица: существует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при встрече со старшеклассником часто возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело — с подростком, юношей или уже взрослым человеком? Как правило — решается применительно к какой-то конкретной сфере деятельности. Помимо гетерохронности и неравномерности развития, нужно учитывать и существование принципиально разных типов развития:

* бурный и кризисный, характеризующийся серьезными поведенческими и эмоциональными трудностями, конфликтом; * спокойный и плавный, но до некоторой степени пассивный с выраженными проблемами формирования самостоятельности;

* тип быстрых, скачкообразных изменений, не вызывающих резких эмоциональных взрывов. Говоря о юношеском возрасте, необходимо иметь в виду не просто возрастные, а половозрастные особенности, ибо половые различия весьма существенны и проявляются в специфике эмоциональных реакций, в структуре общения, в критериях самооценок, в психосексуальном развитии, в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения.

И, наконец, давая характеристику раннего юношеского возраста необходимо учитывать, что у каждого поколения юношей есть характеристики, которые присущи в принципе самой юности, но удельный вес этих характеристик у различных поколений может не совпадать. Кроме того, существуют и такие характеристики, которые свойственны только тому или иному поколению молодежи и обусловлены внешними факторами развития.

Личностное развитие старших школьников.

Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, на который он проецирует свою фантазию. Напротив, для юноши внешний, физический мир — только одна из возможностей субъективного опыта, средоточием которого является он сам. «Открытие» своего внутреннего мира — важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие — самая распространенная форма юношеской самокритики. Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя по имеющимся данным, все подростки начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я». Затем они проходят стадию «ролевого моратория», которая может быть неодинаковой у разных людей и в разных видах деятельности. Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами. Уровень развития «Я» тесно связан с развитием других личностных особенностей. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоционально-личностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в это направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества. Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т.д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими. Приятно отметить, что сегодня активно проводится профессиональное консультирование школьников и их родителей по проблемам выбора профессии. Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения.

2.4 Старший школьный возраст

Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей. Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности. И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания. Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения — для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении с взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого. Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению. Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от перехода из дошкольного образовательного учреждения в школу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Современная образовательная система и образовательные программы перегружены предметами, не привязанными к проблемам повседневной жизни, не всегда адекватны интеллектуальному развитию детей. Следовательно, у детей теряется интерес к обучению, они вынуждены искать замену, альтернативу, которая уже, в свою очередь, может вырасти в разные варианты: от соматической слабости (перенапряжение, переутомление деятельностью, несоблюдение основных психолого-педагогических условий при обучении) до социальных проблем ( нежелание учиться, конфликты и пр.). Эти проблемы усиливаются также не только школьной дезадаптацией, но и, в огромной степени, от стиля педагогического общения, состояния самих педагогов, их компетентности. Все это приводит к аномалиям психологического здоровья, а именно к поведенческим нарушениям и эмоциональным расстройствам. В этом случае нужна уже специализированная помощь разных субъектов образования (родителей и педагогов) и специалистов смежных областей (врачей, психологов, дефектологов, валеологов, социальных работников). Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека. Является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.

Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей дошкольного возраста и учащихся в младшем школьном возрасте.

психологический подростковый возрастной личностный

Список используемой литературы

1. Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья.- СПб., 1998.

2. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. — 296с.

3. Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. — М., 2020.-140с.

4. Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. -/Авт.- сост. Е.Е. Данилова/ — М.: Издательский центр “Академия”, 1998. — 160с.

5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы.- Москва: Академия, 1995. — 168с.

6. Дубровина И.В. «Психическое здоровье детей и подростков». -М.: Академия, 2020. — 256с.

7. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1984.

Размещено на http://www.allbest.ru

Оцените статью
Кошки и собаки на понятном языке для человека на Doktor-Vet.ру
Для любых предложений по сайту: [email protected]