Отличительные Черты Сибирских

Отличительные черты породы восточно сибирской лайки

Восточно сибирская лайка считается одной из старейших российских пород собак.

Разброс требований к породе, несистематизированные скрещивания и период ликвидации питомников привёл к тому, что приобрести действительно чистокровного представителя стало чрезвычайно сложно.

Усугубляет положение и сильное сходство с западно сибирской лайкой, приводящее к тому, что даже выбор в питомнике, не всегда даёт гарантии приобретения чистокровного щенка.

История происхождения

Порода лаек была распространена в Сибири и на Дальнем Востоке, где получила второе название восточно европейская.

Собаки предназначались для охоты на зверя, охраны жилищ и перевозки грузов в упряжи, поэтому селекционных работ по этой породе не вели.

Первый стандарт был закреплён в середине 20 века.

С шестидесятых годов начали вести племенные работы; в Иркутске появился первый питомник, занимавшийся улучшением породы.

Развал СССР привёл к вырождению: питомники закрылись, а лучшие представители оказались на улице, и смешались с дворовыми собаками.

В настоящее время питомники стремятся вернуть численность, активно разводя и улучшая породу, но как показывает статистика, предстоит проделать ещё очень большой объём работы.

Восточно европейская лайка довольно малочисленна, поэтому при выборе щенка следует обращать пристальное внимание на репутацию питомника, чтобы избежать столкновения с недобросовестных заводчиками.

Как выбрать здорового щенка

Приняв решение выбрать в качестве питомца восточно-европейскую лайку, следует ответственно подойти к выбору питомника.

Убедиться в его благонадёжности, должном уровне подготовке и наличии родословных, подтверждающих чистокровность родителей.

Проверить все сертификаты и документы питомника, собрать отзывы людей, уже воспользовавшихся услугами.

Если самостоятельных навыков недостаточно, то для визита в питомник можно пригласить знакомого охотника, разбирающегося в особенностях породы и могущего подобрать щенка, подходящего под описание стандарта.

Отличия восточно сибирскай лайки от западной:

  • окрасом, так как чёрные и карамистые оттенки рассматриваются питомниками западной породы, как порок;
  • строением тела: западные более мелкие;
  • ушами: западные лайки могут иметь только заострённые концы;
  • характером: не стремится к лидерству, и более добродушная.

Следует помнить, что малочисленность породы устанавливает свой ценовой диапазон.

Если питомник предлагает щенков по заведомо низким ценам, то стоит задуматься о том, соответствуют ли животные заявленным описаниям.

Стандарт породы

Восточно-сибирская лайка называется наиболее крупной разновидностью собак этой породы.

Рост кобелей 55—64 см в холке, для сук этот параметр варьируется от 51 до 60 см.

Отклонение более чем на 2 см в ту или иную сторону считают пороком.

Туловище — крепкое, с хорошо развитыми мышцами.

Кожа — достаточно эластична, плотная и без складок.

Череп — широкий, морда сужается клином.

Уши — стоячие, имеют острую или слегка скруглённую форму, поставлены на линии глаз.

Хвост — в развёрнутом виде достигает скакательного сустава, но обычно он лежит на спине, свёрнутым в кольцо.

Шерстяной покров — оттенок шерсти может быть чёрным, серым, бурым или рыжим. Допустимы крапины на конечностях одного цвета с основным тоном шерсти. Белый и палевый цвета считают недостатком. К этой же категории питомники относят наличие крапинок на голове лайки, или чрезмерно рыжий оттенок шерсти.

Дисквалифицирующим пороком определяют коричневые и тигровые раскраски, а также крапинки, не совпадающие цветом с основным оттенком.

Восточно-сибирская лайка обладает плотной шкурой, которая состоит из жёсткого и густого осевого волоса, и мягкого плотного подшёрстка.

Характерной чертой породы считают более удлинённую шерсть на шее, а также «щётку» между подушечками лап.

Недостатки: нет удлинённой шерсти на загривке; пороки: мягкость и волнистость шерсти, отсутствие подшёрстка, подвес на хвосте, слишком короткая или слишком длинная шерсть.

Темперамент и воспитание

Восточно сибирская лайка культивировалась как порода собак, предназначенная для охоты.

Собака отлично ориентируется на местности, быстро привыкает к новым погодным условиям, и с удовольствием охотится.

Она вынослива, бесстрашно идёт на зверя крупнее себя, но при этом лояльна к людям и редко выказывает признаки агрессии по отношению к посторонним.

Щенок признаёт хозяином одного человека и с охотой подчиняется ему. Для людей, приобретающих взрослое животное не в специализированном питомнике, эта черта порой становится неприятной неожиданностью, когда собака отказывается признавать нового владельца хозяином.

Воспитание и обучение щенка начинают с первого месяца жизни. В процессе дрессировки хозяину важно оставаться разумным и последовательным, спокойно и чётко отдавая команды собаки.

Восточносибирская лайка должна признать авторитет владельца и подчиниться ему.

Обучение охоте на зверя начинают в возрасте 6 месяцев. Вначале используют специальные площадки, обустроенные для этих целей. Затем восточно сибирская лайка натаскивается в реальных условиях.

Для тех, кто не готов ждать длительное время, питомник предлагает купить уже обученную взрослую собаку.

Содержание и уход

Восточно сибирская лайка малопригодна для содержания в квартире.

Рассматривать её в качестве домашнего питомцы рекомендуют только тем людям, которые ведут активную жизнь и любят длительные пробежки.

Предпочтительнее содержать собаку в просторном вольере, где она сможет утолить своё природное желание к бегу и активной игре.

Восточно-сибирская лайка не требует особого ухода: её не нужно мыть, только вычёсывать в период линьки, не давая шерсти сваляться в неопрятные колтуны.

Когти стачиваются самостоятельно в следствие активной жизни собаки. Время от времени осматривают глаза и зубы, следя за тем, чтобы на них не было воспалений.

Рацион восточносибирской лайки должен быть разнообразен, и включать в себя крупы, мясо, субпродукты, кости.

В период активного роста, который приходится на первое полугодие жизни, собака должна получать усиленные белковые приёмы пищи. Это благотворно влияет на рост и формирование мышц, закладывая основы гармоничного и здорового охотника.

Пищу собаке обязательно солят. Кормят два раза в день, в дни охоты 1/3 часть от всего рациона дают перед походом, остальную только через час после окончания, когда собака вновь станет спокойна.

Восточно-сибирская лайка является представителем малочисленной породы собак. Внешнее сходство с другими разновидностями затрудняет приобретение чистокровного щенка, даже при использовании услуг питомника.

Уход за собакой не сложен, и при правильном воспитании, она станет отличным спутником в охотничьих походах, а также верным другом и охранником для всей семьи.

Фотогалерея

Надеемся представленные фото этой немногочисленной породы прирожденных охотников возбудит интерес к покупке щенка. Собаки данной породы будут прекрасными спутниками любителям побродить по лесу с ружьем в поисках трофейных диких зверей.

В представленном видео опытные собаководы, охотники делятся тонкостями данной рабочей породы собак, особенностях их содержания. Ролик будет полезен всем кто еще раздумывает о выборе домашнего питомца и спутника в охотничьих походах.

Восточно сибирская лайка считается одной из старейших российских пород собак.

Отличительные Черты Сибирских

Нам очень жаль, но запросы, поступившие с вашего IP-адреса, похожи на автоматические. По этой причине мы вынуждены временно заблокировать доступ к поиску.

Чтобы продолжить поиск, пожалуйста, введите символы с картинки в поле ввода и нажмите «Отправить».

В вашем браузере отключены файлы cookies. Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на странице нашей Помощи.

Почему так случилось?

Возможно, автоматические запросы принадлежат не вам, а другому пользователю, выходящему в сеть с одного с вами IP-адреса. Вам необходимо один раз ввести символы в форму, после чего мы запомним вас и сможем отличать от других пользователей, выходящих с данного IP. В этом случае страница с капчей не будет беспокоить вас довольно долго.

Возможно, в вашем браузере установлены дополнения, которые могут задавать автоматические запросы к поиску. В этом случае рекомендуем вам отключить их.

Также возможно, что ваш компьютер заражен вирусной программой, использующей его для сбора информации. Может быть, вам стоит проверить систему на наличие вирусов.

Если у вас возникли проблемы или вы хотите задать вопрос нашей службе поддержки, пожалуйста, воспользуйтесь формой обратной связи.

Если автоматические запросы действительно поступают с вашего компьютера, и вы об этом знаете (например, вам по роду деятельности необходимо отправлять Яндексу подобные запросы), рекомендуем воспользоваться специально разработанным для этих целей сервисом Яндекс.XML.

В вашем браузере отключены файлы cookies. Яндекс не сможет запомнить вас и правильно идентифицировать в дальнейшем. Чтобы включить cookies, воспользуйтесь советами на странице нашей Помощи.

Сибирские кошки: особенности породы

Вокруг этих животных иногда разгораются нешуточные споры. Сибирские кошки невероятно популярны во всем мире, но иногда ценителей интересует не описание породы или психологические особенности, а происхождение. Одни считают родиной этих красавцев Россию, другие активно доказывают их азиатское происхождение — дескать, в период формирования породы Сибирь относилась к Азии и была населена совсем не русскими народами.

Смысла в таком обсуждении нет совсем: бенгальские коты не станут более красивыми, если назвать их американскими — а ведь именно заводчица из США практически создала этих полудиких красавцев. Так и Родиной самых популярных котов является Сибирь, и не важно какая порода кошек: русская сибирская или азиатская.

Хотя официально фелинологами стандарты породы были утверждены именно в России, в начале 90-х годов прошлого века. И национальность населявших Сибирь людей никак не сказывается на качестве породы. Главное — это среда обитания предков хвостатой сибирячки. И тут спорщики допускают серьезные ошибки: сторонники русского происхождения считают прародителями лесную дикую кошку, а сторонники азиатского происхождения — степную. Чтобы разобраться в предках сибирской кошки, достаточно внимательно ознакомиться с описанием породы и характера.

Чем лесная кошка отличается от степной?

В первую очередь это модификационные признаки, связанные со спецификой окружающей среды. Сибирский лес — это всего три жарких месяца, зимний период отличается довольно низкими температурами. Степь по климатическим характеристикам более близка пустыне, только сезонные различия чуть более заметны. Соответственно, степная кошка передаст своим потомкам короткую шерсть, а лесная будет отличаться солидной шубкой.

Рекомендуем прочесть:  Средства Дезинфекция Клеток Для Собак После Чесотки

Сибирская

Кроме этого, играет роль специфика ландшафта: в лесу открытых пространств мало, много деревьев и неровностей рельефа — так называемая закрытая пересеченная местность. Степь — это открытая местность. Соответственно, лесная кошка будет обладать более развитой мускулатурой, приземистостью и крепким телосложением, а у степной будут более длинные лапы, приспособленные к бегу, и гибкое тело.

Однако эти различия не слишком выражены. Более того, зоологи считают степную кошку подвидом лесной, а их отличие — модификационными признаками, которые могут меняться в результате смены среды обитания. Поэтому правильнее будет считать предками современной породы лесных котов. И помнить, что сибиряки — порода аборигенная, формировавшаяся в естественных условиях. А формирование это началось так давно, что проследить историю появления самых красивых домашних котиков практически невозможно — только предполагать.

Сибирская кошка: описание породы

  • Телосложение сибиряка близко к экстерьеру лесного кота: средней длины крепкие лапы, короткая крепкая шея, мускулистое и крепкое телосложение. Хвост длинный, немного суживается на кончике.

Характеристика породы

  • Шерсть тоже соответствует холодному климату: средней длины, очень густая, с выраженным подшерстком. Отличительной чертой сибиряков являются мохнатые пятки — даже между пальцами мягкие завитки. Завитки должны быть и в ушах. Хвост также хорошо опушен до самого кончика.
  • Голова с круглой широкой мордой, мощным подбородком и широким ровным носом. Ушки средние, овальные на кончиках и широкие в основании, наклонены вперед. Глазки большие, овальные внизу, с чуть раскошенными наружными уголками.
  • Если внимательно рассмотреть экстерьер сибирской породы кошек на фотографиях, легко заметить все признаки, характерные для обитателя северного леса.

    Сибирская радуга

    Самым сложным при определении стандартов является окрас. Дело в том, что у лесных котов цвет шерсти тоже зависел от окружающей среды и являлся естественным способом выживания: чем лучше животное сливалось с местностью, тем меньше было заметно — значит, охота будет удачной и враги не заметят. Поэтому в генах выходцев из лесов Сибири заложены почти все цвета. У двух родителей черной масти могут родится как черные, так и голубые котята.

    Более того, оттенок шубки может с возрастом меняться под влиянием многочисленных факторов. Некоторые представители этой породы кошек требуют особого внимания. Например, голубая сибирская кошечка на солнце может стать ржаво-голубой. И чисто черный сибиряк может постепенно заполучить бурый оттенок.

    Сибиряк черного цвета

    Так случается, если животное постоянно находится на солнце, в помещении с повышенной влажностью или много вылизывается. Поэтому владельцы черных и голубых породистых сибиряков берегут своих питомцев от прямых солнечных лучей и излишней влаги, чтобы шерсть сохранила свой глубокий и чистый цвет.

    Определение стандартных оттенков довольно сложное, так как все зависит от генетики животного. Подчас точно определить тип окраса можно только с помощью анализа ДНК или в процессе получения потомства.

    Однотонные

    Выделяют всего два цветовых типа: черный и красный. Голубые и кремовые животные являются осветленными вариантами основных. Требования к основным и осветленным оттенкам различны. Животные черного и красного окраса должны иметь насыщенный цвет. Среди осветленных ценятся более светлые варианты.

    У черных и голубых сибиряков не допустимо наличие любого рисунка. Красные и кремовые варианты могут иметь слабо выраженный муар (остаточный рисунок). У красных котов полосы могут быть очень ярким — в этом случае они слишком схожи с красными табби. В этом случае отличить однотонного кота можно только с помощью генетических тестов. Кроме этого, красные котики могут иметь ярко-оранжевые глаза — для других цветовых видов этот признак является недостатком.

    Черепаховые

    Вариантов сибирских черепашек всего два: черно-красный и его осветленный вариант. Требования к цвету те же, что и у однотонных. Отличительной чертой сибирских черепах являются «язычки пламени»(красный или кремовый оттенок) на лбу и такие же пятна на ушах и кончиках лап. Генетически черепаховый окрас могут иметь только самки. Двухцветные самцы тоже рождаются, но они полностью стерильны.

    Следует помнить, что пятном считаются даже несколько заметных волосков. Поэтому чисто черный котик с несколькими красными шерстинками на лбу — это уже черепаховый.

    Белые

    Генетически для появления чисто белых сибиряков есть несколько причин.

    Белая сибирская

    Доминантный белый ген, который проявляется внешне, на самом деле может не передаваться потомству. То есть, самка будет белой, а котята наследуют все остальные оттенки из ее генов. По сути животное на самом деле не белое, просто доминантный цвет маскирует все остальные. Определить возможные цвета можно лишь экспериментально (по потомству) или с помощью генетических тестов.

    Альбиносы — это не белый цвет, а отсутствие пигментации. Их легко отличить по цвету глаз: истинные альбиносы имеют розоватый оттенок радужки, а сиамские — голубые глазки .

    Есть еще один вариант белого, причиной которого является ген сиамского колорпойнта. Эти котики тоже имеют голубые глазки, как и сиамские альбиносы. Но вместе со специфической пигментацией наследуют и отсутствие слуха.

    Эти котики отличаются выраженным рисунком, обусловленным геном «агути», который отвечает за зональное окрашивание. Стандартами признаны три разновидности раскраски.

    • Мраморный (вертикальные полосы вдоль головы и позвоночника, симметричные полосы на боках и спирали на лапах).
    • Маркель (рисунок тигрового типа, с чередующимися поперечными полосами).
    • Споттед (пятнистый тип, темные пятна не расположены в одну линию и не образуют подобие тигровых или мраморных полос).

    Все табби-коты имеют общие черты: мочки носа и веки окрашенный в самый темный цвет, очень светлый подбородок, буква «М» на лбу, спиральки у наружного уголка глаза, темный оттенок вдоль позвоночника и хвоста, темный кончик хвоста, замкнутые полосы-кольца на лапках и хвостике, небольшие пятнышки на животе. Основные требования по стандарту: четкость, симметричность и непрерывность полос.

    Дымчатый окрас зависит от величины окраски шерстинок: на две трети длины. При этом дымчатый эффект заметен только при движении животного. Выраженность дымчатого окраса зависит от контраста с белым основанием волосков — чем меньше контраст, тем больше дымчатый котик похож на однотонного. Масти дымчатых сибиряков могут быть однотонными или черепаховыми. А вот выраженный рисунок недопустим — только остаточный муар, но он является незначительным недостатком с точки зрения стандарта породы.

    Серебристые

    Эти котики имеют выраженный табби-пойнт.

    Серебристая

    Причиной серебристости является практический обесцвеченные волоски, оттенок проявляется только на кончике. Темные полосы проявляется за счет черного типпинга. Внешне серебристые сибиряки очень похожи на дымчатых, и отличают их только по наличию выраженного рисунка.

    Золотистые

    Ген, отвечающий за нежный абрикосовый цвет, до сих пор не найден. Стандартом этой расцветки является именно абрикосовый цвет, а не обесцвечивание волоса. Золотые сибиряки отличаются от серебристых соотношением прокраски волосков и бывают трех видов: у золотых табби шерстинки прокрашены на половину, у затушеванных золотых не две трети, у шиншилл — 7/8 волоска окрашено. Рисунок у золотых сибирячек — черного цвета, а глаза, как правило, зеленые.

    Существует также множество вариаций на основе перечисленных типов: биколоры, арлекины и ваны, в основе стандартов которых лежит определенное количество белого цвета. Акромеланические типы окрасов — колор-пойнты, имеющие некоторое сходство с окраской сиамских кошек. Табби-пойнты, для которых характерны выраженные рисунки на лбу, лапках и хвосте. А также дымчатые, серебристые и золотистые пойнты и табби-пойнты.

    Собачья психология

    Особенностью породы сибирской кошки является ее характер. Для этих кошек типичными являются некоторые признаки, свойственные семейству собачьих. Сибиряки немного поддаются дрессировке , даже на прогулке ведут себя по-собачьи: идут в ногу с хозяином, обнюхивают территорию. Дома их поведение еще больше становится собачьим. Они настороженно относятся к чужакам. Лаять, конечно, эти котики не могут, но вместо этого шипят, постоянно ходят следом за хозяином дома, встречают его у двери — разве что хвостом не виляют. Сразу выделяют хозяина и слушаются только его. Но, как и все кошки, считают себя лидерами: именно собачьи черты характера и кошачье стремление к лидерству могут стать причиной конфликтов между сибирским котом и собакой в одном доме.

    Выделяют всего два цветовых типа: черный и красный. Голубые и кремовые животные являются осветленными вариантами основных. Требования к основным и осветленным оттенкам различны. Животные черного и красного окраса должны иметь насыщенный цвет. Среди осветленных ценятся более светлые варианты.

    Характер сибирской кошки — широкая душа и теплая шубка

    Коты сибирской породы – главная гордость молодой российской фелинологии. На сегодняшний день они получили признание во всём мире, воплощая собой идеальный образ истинно русской кошки. Это и внешность «хозяина леса», настоящего вольного животного – тяжёлые лапы, крупное, крепкое телосложение, длинная пушистая шерсть, чаще всего традиционного серо-полосатого окраса, серьёзный взгляд из-под бровей. И название породы, вызывающее ассоциации с необъятностью, силой, красотой. И конечно, не в последнюю очередь – характер сибирских кошек.

    Отличительной особенностью такой кошки является её шерсть. Она устроена таким образом, что практически не пропускает влагу. Добавить к этому густой подшёрсток, способный сохранять тепло при самых больших морозах, и пучки шерсти между пальцами, благодаря которым животному проще ходить по снегу – и портрет дикой кошки из таёжного леса готов. Помимо всего прочего, она ещё и обладает богатырским, поистине сибирским здоровьем, практически не имея специфических породных болезней.

    Впервые увидев кота-сибиряка, можно подумать, что нрав у него суровый и ужиться с ним будет непросто. Но первое впечатление, как это чаще всего бывает, обманчиво – более добродушное и благожелательное животное трудно отыскать. Дружелюбное отношение ко всем окружающим – одна из основных его черт.

    Несмотря на свою солидную внешность, сибиряки очень активны и игривы, и в душе долго остаются котятами, с радостью готовыми откликнуться на предложение поиграть. Они привязываются к дому и к хозяевам, но при этом сохраняют независимость. «Кошка, гуляющая сама по себе» — это о сибирской породе, её представители горды, самостоятельны и умеют постоять за себя. Однако мстительности и обидчивости в характере сибирской кошки нет – для этого у сибиряков слишком широкая натура. Эти кошки не станут таить зло на слишком активно тискающего их ребёнка, да и вообще не причинят детям вреда, даже если те будут их задевать, поэтому они подойдут в качестве домашних любимцев не только одиноким людям, но и семьям.

    Рекомендуем прочесть:  Конюктевит У Котов Фото

    С другими котами сибиряки уживаются легко и, как правило, возглавляют кошачий прайд. Благодаря лидерским качествам, они быстро устанавливают иерархию с собой во главе и даже помогают хозяевам справляться с непослушными собратьями.

    Вот с более мелкими домашними зверьками следует быть аккуратными, если в квартире поселяется сибиряк – эти кошки прекрасные охотники, преследование добычи у них в крови. Придётся потратить какое-то время на воспитание любимца. К счастью, сибирские кошки легко обучаются, так что, уяснив суть запрета, примут его.

    Сообразительность – сильная сторона сибиряков. Они легко ориентируются в обстановке, могут проявлять изобретательность, быстро понимают, чего от них хотят. Об интеллекте сибиряков можно услышать много интересных историй. Это кошки-компаньоны, отзывчивые и внимательные к хозяину, всегда готовые к контакту, но при этом не навязчивые, сохраняющие собственное достоинство. Именно этим словом правильнее всего было бы описать их характер – чувство собственного достоинства сквозит в каждом движении сибиряка. Поэтому и проблемы с их воспитанием хозяевам не грозят – эти коты не ломают вещи, не устраивают пакости, отличаются уравновешенностью и гармоничным характером.

    Сибирский кот – сильная личность, легко приживающаяся в любых условиях и умеющая находить общий язык как с людьми, так и с животными. Он незаменим в доме, в котором не хватает уюта, тепла и доброжелательной атмосферы. Чистоплотность и неприхотливость – приятный бонус для желающих завести у себя в квартире этот пушистый источник счастья.

    Спасибо за подписку, проверьте почтовый ящик: к вам должно прийти письмо с просьбой подтвердить подписку

    Коты сибирской породы – главная гордость молодой российской фелинологии. На сегодняшний день они получили признание во всём мире, воплощая собой идеальный образ истинно русской кошки. Это и внешность «хозяина леса», настоящего вольного животного – тяжёлые лапы, крупное, крепкое телосложение, длинная пушистая шерсть, чаще всего традиционного серо-полосатого окраса, серьёзный взгляд из-под бровей. И название породы, вызывающее ассоциации с необъятностью, силой, красотой. И конечно, не в последнюю очередь – характер сибирских кошек.

    Археоарт как отличительная черта творчества сибирских художников-авангардистов 60-80-х гг. xx в

    АРХЕОАРТ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ТВОРЧЕСТВА СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ-АВАНГАРДИСТОВ 60-80-х гг. XX в.

    Статья посвящена искусству археоарта, которое, с одной стороны, квалифицируется как особое художественное направление, с другой стороны, является сущностной характеристикой феномена сибирского авангарда 60-80-х гг. XX в. Делается попытка внести терминологическую ясность в понятия с основами «архео-» (археоарт, неоархаика, археоавангард) и «этно-» (этноарха-ика, этноавангард) путем обращения к этимологии слов.

    Ключевые слова: сибирский авангард; археоарт; архе.

    Археоарт и его производные.

    Отличительной чертой культурного феномена сибирского авангарда, утвердившегося в 60-80-х гг. XX в., стало обращение художников к этнической истории. Интегрирование в творчество этнотем происходило на разных уровнях: пейзажная живопись, археологические зарисовки, подражание примитивному искусству, создание собственной знаково-символической системы на основе древних артефактов. Отсюда столь многочисленные терминологические конструкты: этноархаика, археоарт, неоархаика, археоавангард, этноавангард, которые подчинены общей цели — художественно-эстетическому освоению наследия древних и традиционных культур восточнее Уральского хребта [1]. Казалось бы, можно выделить отдельные направления, определить отличительные признаки и дать критерии для классификации работ художников. Но до сих пор наблюдается путаница и в теоретическом поле, и в практическом: на тематических выставках рядом соседствуют реалистические работы пейзажного характера и абстрактная живопись, обращенная к древней знаковой символике.

    Существует ряд искусствоведческих исследований, в которых сделан значительный методологический шаг для внесения терминологической ясности. Например, И.П. Рещикова в статье «Археоарт и археология» предлагает следующее основание для деления: «по способу интеграции архаики с современным искусством: уровень художественно-философской рефлексии; уровень стилизации и уровень этнографической описательности» [1. С. 76]. Автор в равной степени использует термины «археоарт» и «этноархаика», не проводя содержательной дефиниции между ними, но подчеркивая большую институционализацию в качестве художественного направления последнего. Искусствовед склоняется к тому, чтобы не относить реалистические работы с «сибирскими мотивами» к этноархаике, указывая на такие важные критерии, как «интеллектуальность», «эклектичность», «цитатность», «коллажная техника», «космо-гоничность» и др. [1. С. 76]. Напротив, исследователь Е.П. Маточкин не придерживается приведенных оснований, для него существенным является уже то, что художник обращается к природе Сибири, ее истории. Так, в качестве предтечи археоарта им выдвигается Василий Иванович Суриков с работой «Покорение Сибири Ермаком» [2, 3].

    Подобный теоретический разброс обусловлен во многом широтой, которую предоставляет этимология понятий. «Археоарт» понимается как искусство, обращенное к древности (гр. агсЬаюБ — древний), поэтому

    любая картина, которая в той или иной степени эксплуатирует наследие древности, может быть отнесена к ар-хеоарту. Этимологический анализ может быть «заострен» до другого основания — «архе», что в древнегреческой философии понимается как начало, первопричина, первопринцип, отправная точка, основа. В этом новом смысловом поле археоарт представляется как искусство, обращенное к первоистокам, к началам всего сущего. Сибирь предоставляет возможность через наследие прошлого проникнуть к «началам начал», к той знаковой системе, которая не отягчена массивом социальноисторической информации, той наиболее «натуральной символичности», в которой еще нет разрыва между человеком и природой. Именно желание проникнуть в истоки мироздания (знанием о которых владели древние народы территорий Сибири) направляло многих художников к участию в археологических раскопках, изучению истории.

    Приставка «этно-» неизбежно придает любому основанию историческое и конкретно-топологическое содержание. Художественные работы, в которых присутствуют этнические темы, могут смело относиться к эт-ноархаике, этноарту или любому другому понятию, сформированному с использованием приставки «этно-».

    Итак, в работах художников Сибири можно различать уровни «архе-» и «этно-». Можно изображать природу Алтая, Хакасии и даже импровизировать с древней символикой и остаться на уровне «этно-», можно «вжиться», «овладеть» знаковой символикой древних, впустить ее в подсознание и производить на свет картины, в которых, казалось бы, нет и намека на исторические артефакты, только в высшей степени абстракция, индивидуальный язык художника.

    Археоарт и авангард. Взаимоопределение

    Внутреннее развитие сибирского авангардного духа приводит через «архео-» к «архе-». Именно археоарт определяет, возводит сибирский авангард в статус культурного феномена. Сама земля в качестве древнего языка предлагает инструментарий для самопознания и самовыражения.

    Удивительно непротиворечивым образом археоарт поддерживает авангардные принципы, которые в работе «По лабиринтам авангарда» выделяет В. С. Турчин [4]:

    — потеря сюжетно-изобразительного начала;

    — отказ отражать действительность;

    — поиск новых пластических ценностей;

    — проникновение в будущее, посягательство на еще не открытое;

    — художественная форма, которая гипнотизирует, бросается в глаза необычностью.

    Философская основа археоарта, сплетенного с авангардом, — это стремление найти первоначальное, первоэлемент, из которого состоит мир; приобщиться к той системе знаков и символов, которые не отягчены смыслами и толкованиями, свободны от социальности, политики, конъюнктуры. Выразительный язык имеет свойство порабощать человека, особенно тот язык, которым привыкли «говорить» художники классической школы. Задача художника-авангардиста вырваться из прежней символической ловушки, найти способ проникнуть в суть бытия, суметь через себя познать окружающий мир. Древний язык предлагает этот инструментарий. Утверждается особенная археоавангардная антропология, которой безразличны принуждение к истине и разноголосица всех возможных истин [5]. Археоарт проникает в прошлое, чтобы, «продавливая» настоящее, оказаться в будущем [6]; создает символы и коды, которые не всегда отсылают к чему-то предметному, а чаще всего к другим символам и знакам.

    Художник обращается к мифологическому мышлению, к первоначальному, первобытному, тому, что стоит над человеком; к тем кодам и символам, которые функционируют на уровне подсознания. Археоарт с акцентом на «архе» — это полная измена реализму, обращение к наивысшей абстракции, разложение реальности на первоэлементы. Обращение к скрытому, сакральному, мифическому в противовес реальному и видимому. Как отмечает А.Г. Кичигина, художник с описательной позиции переходит в ранг жреца и творца, оперирующего элементами мироздания [7]. «Культ вещественности постепенно уходит на второй план, мир духовный, неопознанный, невыразимый, нелогичный, идущий от начала времен, все больше интересует современных художников Сибири. Человек становится символом, знаком системы творения, как в первобытные времена, свидетельством животворящей мощи мироздания, участвующим в общем действе бытия (отличие от классической системы искусства — там человек на первом месте, не он часть мироздания, а мироздание существует для него)» [7. С. 184]. Художник, с одной стороны, достигает наивысшей абстракции, приобщаясь к «архе», овладевает универсальными значениями, с другой стороны, являясь носителем сакрального знания первооснов, может выразить свое, неповторимое, индивидуальное. А.Г. Кичигина указывает на то, что исчезает в привычном смысле картина, а появляется «“проекция” сознания» [7. С. 184].

    Приверженность археоарту служит маркером для сибирского авангардного искусства. Археоарт находит новую форму жизни через авангард. Арехеоарт как основание для авангарда в его стремлении разрушить сложившуюся знаковую систему, обратиться к первоисточнику, не отягощенному историей (в ценностном смысле), к тому, чтобы наиболее «чистым языком» познать и выразить себя. Археоарт реализует интенцию авангарда к обретению нового пластического языка, универсального во всех смыслах, функционирующего на уровне архетипов в юнгианском понимании. Архео-арт — тот уровень, с которого возможно индивидуально-художественное выражение, уровень «этно-» указы-

    вает на социально-историческую идентификацию, «сибирскую идентичность».

    История. Путь от «этно»интереса

    через «архео-» к «архе-»

    В свете выдвинутой методологической концепции иначе предстает история возникновения художественных направлений Сибири. Сначала обращение к культуре народов Сибири питало историко-этнографический интерес: первые экспедиции с участием художников были снаряжены еще в XVII в. при Петре I; вторая половина XIX в. проходила под эгидой идей сибирского областничества, где художники занимались сбором археологических и этнографических материалов. Все эти этапы носили прикладной характер и были подчинены интересам науки. В период 1920-х гг. обращение к «сибирской этнике» становится повсеместным: в Иркутске (Копылов, Андреев), на Алтае (Чевалков, Гур-кин), в Бурятии, на Таймыре и др. В 1920-1930-е гг. формируется «северный изобразительный стиль» [8. С. 3]. До 1930-х гг. историки и искусствоведы фиксируют утрату интереса к сибирской архаике. Возрождение истории Сибири, ее духовной культуры происходит в начале 60-х гг., чему способствовали успехи отечественной археологии, особенно становление в 1960-е гг. научной школы в Академгородке (А.П. Окладников, В.И. Молодин, Н.В. Полосьмак). В эти же годы происходит становление археоарта как художественного направления, возможно, являвшегося спонтанным и «“побочным эффектом” этюдно-пленэрных вылазок молодых художников на природу», как справедливо замечает искусствовед И.П. Рещикова [1. С. 72]. Исторические артефакты из объективно постигаемых и отображаемых становятся субъективно переживаемыми и выражаемыми на индивидуальном языке художников. Этот процесс можно заметить у многих: творчество проходит через пейзажную живопись к внереалистичной символичности.

    Рекомендуем прочесть:  Профилактика Заболевания Голубей

    Именно с 1960-х гг., как отмечает Р. Боровикова, в Сибири складывается новый русско-сибирский авангард, наделенный специфическими чертами и свойствами. Именно здесь происходит процесс формирования культурного своеобразия, процесс художественного обживания пространства, осмысления истории, этнографии, процесс самоидентификации [3]. Главной чертой сибирского авангарда становится не только и не столько творческая переработка этнографического и исторического материала, сколько проникновение через древность, через «архео-» к первобытному, первоосновному языку, «чистым символам» («архе-»), что позволяет художнику приоткрыть тайну мира, приобщиться к сакральному и создать свой архетипический мир (миф).

    Археоарт в творчестве художников-авангардистов Сибири

    Мотив обращения сибирских авангардистов к ар-хеоарту разный: «в одних случаях — потребность в естественной среде обитания (Н. Рыбаков, С. Лазарев, В. Сысоев), в других — художники «потянулись» к ар-

    хаике, «устав» от реализма, учились, как правило, самостоятельно: читали книги, рылись в архивах, работали в архео- и этноэкспедициях (Н. Третьяков, В. Капелько, Е. Дорохов, В. Бугаев, А. Суслов), третьи сочетали то и другое (С. Дыков, Л. Пастушкова, Н. Спесивцева)» [10. С. 3].

    Искусствоведы непременно отмечают «особость» стиля, содержания работ сибирских художников. Владимир Чирков указывает на особую выразительную роль света, фактуры, «звучность цвета», что позволяет придать особую духовность и вечность произведениям, подчеркивает их вневременность и «осветленность» вниманием [10]. А.Г. Кичигина — особый интеллектуализм, которым насыщены картины, такой, что находится на грани научности [7]. Большинство художников действительно сделали важные археологические открытия.

    Владимир Капелько не был приверженцем единого стиля: его работы выполнены как в классическом реализме, так и авангардном. Он всю жизнь путешествовал по Сибири, являлся непосредственным участником археологических раскопок, изучал обычаи и нравы аборигенов. Если погрузиться в наследие, оставленное Капелей, то можно получить как научную осведомленность о Сибирской земле (коллекции петроглифов), так и настроение, силу сибирских человеческих душ. В его творчестве соединены дерзость и ирония, озорство, насмешка и огромная любовь ко всему миру. Познакомившись с древними наскальными рисунками, которые часто исполнялись природной охрой, В. Капелько осваил живопись земляными красками. Во всех работах художника ощущается связь времен и поколений. Сам автор неоднократно подтверждал это: «Для меня народное творчество представляет интерес прежде всего в сравнении с творчеством художников разных времен и народов, живших в отличных от теперешних, природных и социально-экономических условиях» [11]. Капеля — скорее авангардист реалистического толка, стремящийся прежде всего к исторической точности, приходящий к знанию, постижению и пониманию «архе» непосредственно через археологические артефакты. Он раскрыл для многих путь к древнему языку, мифической системе координат, которая при желании может быть ассимилирована в индивидуальном творчестве.

    Николай Третьяков. Омский художник, который, во многом, утвердил ценность национальных традиций, силу и мощь воздействия древнего искусства. Началом архео-арта в творчестве Н. Третьякова можно считать серию работ «Воспоминания о детстве». В ней уже находят отражение основные принципы археоарта: композиционное пространство монтируется, пропорции вещей определены не реальностью, но значимостью в системе воспоминаний, используется «примитивный» выразительный язык. «Алтайские мотивы» (сер. 1960-х гг.) — самая большая серия работ Н. Третьякова — полноправно утверждает археоарт и указывает на то, что художник сумел не только «творчески переработать» наследие древних, но и создать неповторимый символичный язык, через который «говорит сама вселенная». В «Северной серии» художник демонстрирует владение «суровым стилем». В работах присутствуют «монументальность звучания,

    гражданственность, экспрессивные рубленые ритмы, лаконичный цвет» [12]. «Оставаясь самим собой, он разный: близок к суровому стилю в «Северной серии», ироничен и эмоционален в «Воспоминаниях о детстве», мифологичен в «Алтайских мотивах», декоративен в пейзажах, психологичен в портретах. Человеку с течением тысячелетий трудно сказать что-либо новое. Поэтому изначальное искусство, как и жизнь, — это основа [12].

    Сергей Дыков. Алтайский художник, искусно выразивший свое видение мира в мифологических формах. «Дыков не пытается вести зрителя по лабиринтам, а лишь привлекает внимание к этому состоянию, подталкивает к размышлению о начале и претворении человечества. Каждое художественное произведение Ды-кова создается на основе совокупности неких условностей и предположений, осознанных художником» [13. С. 180]. В своем творчестве Сергей Дыков обращается к архетипам женского начала и символам деторождения (работы «Лесные девы», «Лесные сестры» и «Как появились горные люди»); к первопричинам, пер-воистокам мира, женскому и мужскому началу («Великий творец»); использует образ матери как дающей начало всей жизни на земле, а также символы птицы и змеи («Как появились горные люди»). «В своих полотнах С. Дыков создает некий искусственный мир, обозначая реальность определенными символами. Эти символы безграничны во времени и пространстве и бесконечно разнообразны по формам. Целостность достигается через способность видеть как бы сверху, с высоты, эта точка зрения сверху позволяет уловить одновременность связей, а не только их последовательный характер, когда в одном присутствует все: в миге — вечность, в точке — полнота бытия» [13. С. 183].

    Евгений Дорохов, как красноречиво замечает И.П. Рещикова, создает почти визионерскую, в терминологии К. Юнга, живопись, визуализируя бессознательные процессы и образы. Цветовое решение его работ очень материально и фактурно, являет почти зримую трансформацию физиологического рождения новых тектонических форм из зыбящейся и дрожащей зяби [1]. Творческая интуиция художника настолько сильна, что ему удается словно «опередить» предмет в своем рождении. Им смело используются цвет, казалось бы, наперекор древнему и традиционному. Манера Е. Дорохова порой напоминает археологические приемы — он словно «раскапывает» изображение предмета, извлекает его эйдос, добирается до первоосновы его существования и своим обращением к предмету выводит его в новом свете. «Он сознательно выбирает простые и строгие формы, избегает чрезмерной эффективности и экзальтации, доказывая, что современное искусство может быть построено на возвращении к культу чистоты чистой формы» [10. С. 7].

    Андрей Поздеев высказывает мысль о том, что художник — это не профессия, а это жизнь и отражение собственного «я», что позволяет размышлять о сущности жизни. «Первый шаг в работе — поиск собственной технологии. Можно отметить следующие этапы в создании картины:

    — стыковка формы с цветом;

    — анализ первых результатов: концептуальная вещь или это ступень к ней?

    — вживание в образ; интеллектуальные и практические действия, как правило, закладываются в начале работы;

    — если есть уверенность в том, что к работе готов, то процесс продолжатся» [14]. Работы А. Поздеева убеждают в возможности отображения экзистенции на полотне. «Главное не в том, что картина убеждает человека в той или иной точке зрения, а в том, что она заставляет его думать, будит мысль. Воспринять и осмыслить мир художника — не минутное дело» [Там же]. Художник наблюдает за природой и переносит обобщенную схему, но это не обедняет предметный (и непредметный) мир, а раскрывает суть, позволяя узнать «тайну». Как отмечает Андрей Толстой в статье «Знаки препинания», Андрей Поздеев был истинным наследником выдающихся «пионеров» отечественного авангарда. Для него также формотворчество не было самоцелью, но только как следствие постижения «идеи», философии того или ино-

    го явления [15]. Художнику удается создать собственные мифологемы, живую абстракцию, которая отзывается на уровне подсознания.

    Конечно, были перечислены далеко не все представители Сибирского авангарда, творчество которых обращается к археоарту. Приведенные персоналии лишь поддерживали главное утверждение — сущностной чертой, определяющей сибирский авангард как культурный феномен, является археоарт. «Архе-о» понимается не как «обыгрывание» древнего наследия территории, присутствие в картинах историкоэтнографических мотивов, а как приобщение к древности в смысле «архе» — изначального символизма, первоязыка. «Архе», инициация которым дает возможность через универсальное, в наивысшей степени абстрактное, выразить индивидуальное, экзистенциальное как самого художника (в первую очередь), так и любого человека.

    1. Рещикова И.П. Археоарт и археология // Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов

    Русского и Монгольского Алтая: материалы Междунар. науч. конф. (Горно-Алтайск, 23-24 ноября 2020 г.) / отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ. 2020. С. 71-79.

    2. Маточкин Е.П. Археоарт Сибири // Вестник Тюмен. гос. ун-та. 2020. № 5. С. 227-232.

    3. Маточкин Е.П. Археология, древнее наследие и археоарт Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2020. № 3. С. 7-11.

    4. ТурчинВ.С. По лабиринтам авангарда. М. : Изд-во МГУ, 1993. 248 с.

    5. Гиренок Ф.И. Философский манифест археоавангарда // Электронный альманах о человеке. ИЯЬ: http://www.antropolog.ru/

    6. Гиренок Ф.И. Исход к искусству археоавангарда. ИЯЬ: http://www.fedorgirenok.narod.ru/kunst.htm

    7. Кичигина А.Г. Явление неоархаики в современном искусстве Сибири. В поисках определения // Омский научный вестник. 2020. №1 (51).

    8. Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л. : Художник РСФСР, 1974. 144 с.

    9. Боровикова Р.И. Типологические черты художественной культуры Сибири // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 1:

    Культурный космос Евразии. Новосибирск, 2020. С. 137-141.

    10. Чирков В. Вступительная статья. След III. Каталог. Новокузнецк, 2020. С. 1-9.

    11. Дорогами Вселенной Капели. IX Ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в

    истории. Россия — ХХ век». иЯЬ: http://www.memorial.krsk.rU/work/konkurs/9/Kucak/0.htm

    12. Николай Яковлевич Третьяков. Биография. ИЯЬ: http://artchive.ru/artists/nikolay_yakovlevich_tretyakov_26

    13. Афанасьева Н.Ю. Архетипические мотивы живописных произведений Сергея Дыкова // Изв. Урал. гос. ун-та. 2020. № 47. С. 179-184.

    14. Ефимовский А. Путь к образам Андрея Поздеева. иЯЬ: http://art-novosibirsk.ru/applications/artists/artists.php

    15. Толстой А. Знаки препинания. ИЯЬ: http://pozdeev-fond.ru/applications/press/press.php

    Статья представлена научной редакцией «Культурология» 1 апреля 2020 г.

    — поиск новых пластических ценностей;

    Оцените статью
    Кошки и собаки на понятном языке для человека на Doktor-Vet.ру
    Для любых предложений по сайту: [email protected]