Какие прически носили древние индейцы
- Какие прически носили древние индейцы
- Как жили древние славяне
- Как сделать костюм индейца
Прически южноамериканских индейцев
Индейцы племен, населявших Южную Америку до появления европейцев, предпочитали носить прически, напоминающие европейскую стрижку «под горшок». Смастерить такое произведение парикмахерского искусства можно было довольно просто. Для этой цели использовали подходящий по размеру сосуд и инструмент, по виду отдаленно напоминающий современные ножницы.
Если специального режущего приспособления под рукой не оказывалось, индейцы использовали другие подручные средства. В ход шел небольшой факел. Мастер, выполнявший «стрижку», дул через факел на окаймленные сосудом волосы «клиента». При этом возникало подобие огненной струи, которая слегка обжигала волосы. Помощник в это время мокрой тряпкой, сделанной из пальмовых листьев, усердно смачивал места обжига.
Обработанные «огневым» образом волосы затем умащивали ароматическими составами.
Индейцы Северной Америки: прическа для настоящего воина
Представители древних индейских племен, населявших Северную Америку, отличались более значительным разнообразием причесок. Часто длинные волосы просто свободно распускали по плечам. В прическах мужчин и женщин присутствовали челки, жгуты, сделанные из височных прядей, а также косички. Волосы нередко окрашивали соком листьев, трав и плодов, а затем украшали лентами, цветами и перьями.
Как правило, прическа являлась символом принадлежности к определенному роду или племени.
Известные по приключенческим романам и фильмам ирокезы обычно выбривали большую часть головы, оставляя лишь своеобразный «гребень» в ее средней части. Такой убор для густоты смешивали с перьями или шерстью животных. Женщины племени ирокезов носили косы или же собирали волосы в узел.
В некоторых племенах воины выбривали на голове почти все волосы, оставляя лишь так называемую «скальповую прядь». Такая прическа облегчала для противника процедуру снятия скальпа с поверженного индейца. Индейцы не только считали смерть в бою почетной, но и некоторым образом заботились о своем противнике, оставляя за ним право без лишних хлопот получить заслуженный трофей в виде скальпа.
Индейская прическа как показатель статуса
У многих индейских племен прическа была показателем их статуса в группе. Вожди и военные лидеры индейцев обильно украшали волосы, чаще всего используя для этих целей перья. По цвету, форме и пышности султана из перьев можно было судить о месте, которое индеец занимал в своем племени.
Простые воины и охотники могли позволить себе лишь отдельные перья, которые вплетались в косички.
Полностью обритая голова у ряда племен считалась символом несмываемого позора. Брили наголо обычно рабов, преступников или разведенных жен. По этой причине каждый, кому однажды целиком побрили голову, до конца дней считался рабом и занимал самую низшую ступень в социальной иерархии.
В некоторых племенах воины выбривали на голове почти все волосы, оставляя лишь так называемую «скальповую прядь». Такая прическа облегчала для противника процедуру снятия скальпа с поверженного индейца. Индейцы не только считали смерть в бою почетной, но и некоторым образом заботились о своем противнике, оставляя за ним право без лишних хлопот получить заслуженный трофей в виде скальпа.
Индейцы — описание коренного населения Америки
У души не будет радуги, если в глазах [en] не было слёз. © Мудрость индейских вождей
Происхождение индейцев
Большинство современных исследователей считают, что первые люди попали в Америку через Берингов пролив. Последние 50 тысяч лет уровень воды в проливе дважды понижался на 50 метров, а 18-14 тыс. лет назад он снизился на 100 метров, и между двумя континентами образовался мост суши почти в 3 тысячи км шириной, через который охотники на крупных животных могли проникнуть в Америку, следуя за стадами. Их продвижение дальше на юг было заблокировано ледниковым барьером по южной границе нынешнего бассейна реки Юкон. Около 14 тыс. лет назад климат Климат [греческое klima — наклон (земной поверхности к солнечным лучам)] — статистический многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности. Под многолетним режимом понимается совокупность всех условий погоды в данной местности за период, по крайней мере, в несколько десятков лет; типичная годовая смена этих условий и возможные отклонения от нее в отдельные годы; сочетания условий погоды, характерные для различных ее аномалий.
Раскопки проводились в 1936-1940 годах. В результате были исследованы 2 культурных слоя, разделенных прослойкой желтой охры. В верхнем слое были обнаружены каменные желобчатые фолсомские наконечники копий, в нижнем — наконечники копий, оббитых с обеих поверхностей, с боковой выемкой в основании (тип сандия) и остатки 2 очагов. Фауна обоих слоев: лошадь, верблюд, мамонт (в нижнем — также мастодонт).
Находки из верхнего слоя датируются (предположительно) временем около 10 тыс. лет, из нижнего — 13-11 тыс. лет назад. — 20-12 тысяч лет, Кловис — 12-11 тыс., Фольсом — 11-10 тыс., для которых характерны наконечники метательных орудий, копий или дротиков, с продольным желобком. Эти культуры обычно называют палеонидейскими. Затем человек прошел в Южную Америку вплоть до Патагонии и Огненной Земли. В Америке встречаются и более древние находки с комплексом другого вида ручных орудий; их древность признана не всеми археологами.
29 августа 1758 года в Нью-Джерси создана первая индейская резервация.
Переход от охоты к собирательству
По мере потепления и отступления ледников пропадали многие виды крупных млекопитающих. Более 5 тысяч лет назад вымерли мамонты, верблюды, ленивцы, лошади, некоторые виды бизона, антилопы и дикой свиньи; не последнюю роль в этом играл человек. Изменение климата (он стал более сухой) и исчезновение многих видов животных вынудили человека обращаться к другим видам источников пищи. Между 8 и 5 тысячелетиями до нашей эры получило распространение собирательство двух видов на морских побережьях: объектом промысла стали моллюски и ракообразные, а в полузасушливых — растения. Появились новые виды орудий — каменные топоры и тесла, что говорит об обработке дерева и, возможно, изготовлении лодок. Возможно, к концу этого периода люди проникли на Антильские острова Антильские острова (исп. Antillas) — архипелаг в Вест-Индии: Большие Антильские о-ва (Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико) и Малые Антильские о-ва (Виргинские, Наветренные, Подветренные, Тринидад, Тобаго и Барбадос).
Около 220 тыс. км 2 . Население ок. 30 млн. ч. Высота до 3175 м. Действующие вулканы. Листопадные и вечнозеленые тропические леса.
Антропологическая классификация
Америка была заселена людьми современного типа. Аборигены древней Америки были достаточно однородны по основным физическим признакам, сближающим их с монголоидами Старого Света: жесткие прямые волосы, слабое развитие волосяного покрова на теле и лице, темная пигментация глаз, скуластость и др. Антропологи Антропология — наука о происхождении и эволюции человека (см. Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине 19 века.
Североамериканская раса включает две локальные группы: тихоокеанскую и атлантическую, центрально-южноамериканская — пять: калифорнийскую, андскую, амазонскую, патагонскую и огнеземельскую. Антропологи по-разному объясняют наличие нескольких антропологических групп среди аборигенов. Одни считают, что их основные физические характеристики Характеристика — описание характерных, отличительных качеств, черт кого-чего-либо. сложились еще в Старом Свете, а некоторые особенности отдельных групп были вызваны адаптацией к различным экологическим условиям в Америке. Другие считают наблюдаемые различия свидетельством того, что Америку заселяли носители разных антропологических черт уже в древности.
Генетические исследования позволяют выделить несколько волн заселения Америки. Потомками первой волны (около 20 тыс. лет назад) являются аборигены южных областей США и все остальное индейское население Америки к югу. Вторая волна (11-12 тыс. лет) — предки нынешних атапасков. Некоторые антропологи предлагают определить проникновение человека в Америку как «капельную миграцию Миграция населения (латинское migratio, от migro — перехожу, переселяюсь) — перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года).
Индейские языки
От колониального времени сохранились сотни и тысячи названий местных народов и языков. Есть несколько классификаций индейских языков. Обычно их объединяют в несколько крупных языковых семей.
Индеец в традиционном костюме. Мексика. |
- 1. Алгонкино-вакашская в составе алгонкинской, вакаш Вакашские языки — группа родственных языков индейских народов вакаши. Включает языки нутка и квакиутль и др. Входит в мосанскую группу языков, представляющую собой возможное ответвление алгонкино-вакашской макросемьи. Имеют богатый консонантизм; словообразование осуществляется посредством богатой и многофункциональной системы суффиксов и внутренней флексии. , селиш и других групп. На алгонкинских диалектах говорили и говорят могиканы, оджибве, делавары, кри, чиппева, арапахо, шейены и другие, на языках вакаш — нутка и квакиютль северо-западного побережья, на языках селиш — многочисленные племена внутренних областей Британской Колумбии и соседних земель, а также побережья.
- 2. Сиу-хока. Эта многочисленная семья Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя.
Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья).
В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием. занимала, как и алгонкино-вакашская, пространства от Тихого до Атлантического океанов. Наиболее многочисленными группами были: а) хока, на языках которой говорили племена Калифорнии, областей к северу от нее и некоторых районов Мексики, б) ирокезская; в) мускогская на крайнем юго-востоке США (племена аппалачей, семинолов, натчей и др.); г) сиу в бассейне Миссури и степях на запад от нее (дакота, виннебаго, хидатса и др.), а также чонталь, тлапанека на юге Мексики.
Выделяют три группы шошонов: шошоны плато, пуэбло, шошоны Южной Калифорнии. К шошонам плато относятся шошоны, юте, команчи, косо паюты, моно, банноки; к пуэбло — хопи; к шошонам Южной Калифорнии — габриэленьо, серрано, кауилья, луисеньо. Основные занятия: оседлое земледелие (хопи), охота (шошоны, команчи), собирательство.
Ранее исконными территориями шошонов были территории современных американских штатов Айдахо, Невада, Юта. После колонизации шошоны были поселены в резервации; часть живет в резервациях и по сей день. Некоторые шошоны приняли современный уклад жизни и приняли городской образ жизни. , хопи, пима, папаго, тарахумара, уйчоль и ацтеки.
Численность тотонаков оценивается в 250 тысяч человек. Тотонакский язык относится к группе индейских языков Центральной Америки, многие тотонаки говорят на испанском языке. Верующие — католики, сохраняются дохристианские верования.
На этнической территории тотонаков открыты многочисленные археологические памятники, например пирамида с нишами в Тахине. Традиционно тотонаки занимаются земледелием, ведут полунатуральное хозяйство, а в некоторых районах выращивают сахарный тростник и бананы. С 1940-х годов ускорилась ассимиляция тотонаков испаноязычными мексиканцами, в связи с разработкой нефтяных месторождений. .
Грамматические значения в туканских языках выражаются агглютинированными суффиксами, морфологически резко противопоставлены одушевленные и неодушевленные имена, существует категория мужского и женского рода. В районе реки Ваупес и Тикис каждый экзогамный брачный класс имеет собственное наречие. . Состояла из трех групп — западной (пограничные области Эквадора, Перу и Колумбии), северной (северо-восток Колумбии) и восточной (пограничье Бразилии и Колумбии).
В Америке есть народы, языки которых специалисты затруднялись отнести к той или иной языковой семье: уаррао или гуарауно дельты Ориноко, яномама Яномама — группа индейских народов (шириана, вайка и др.) на юге Венесуэлы (15 тыс. человек, 1992) и севере Бразилии (12 тыс. человек). Языки близки чибчанским языкам. Сохраняют традиционные верования, есть христиане. (другие названия — ширишана, яноама и другие) на границе Венесуэлы и Бразилии, салива, пиароа и др. западной Венесуэлы и восточной Колумбии, а также хибаро, уитото, такана и др. В центральной и восточной Бразилии изолированными языками считались бороро, каража, ботокудо; на юге материка — алакалуф и ягана (ямана).
Все множество индейских языков объединяют в крупные подразделения, называемые стволами: на-дене (атапаскские и некоторые другие), америндские (все остальные, разделенные на 11 подгрупп). Макрогруппировка индейских языков может отражать очень древние связи между ними. Очевидно соответствие этой классификации с выводами генетиков о двух волнах заселения Америки индейцами (третьей волной считается эскимосско-алеутская).
Аборигены Америки к началу европейских завоеваний
К появлению европейцев в Америке практически все ее районы, разнообразные по географическим и климатическим условиям, были освоены местными жителями. В зависимости от этих условий, их образ жизни был весьма различен.
Охотники, рыболовы и собиратели
Имелось несколько областей, обитатели которых жили за счет охоты, рыбной ловли и собирательства, не зная земледелия. Одна из них — Огненная Земля, включающая одноименный остров, другие острова и прилежащее побережье материка. Ее населяли три группы индейцев, говоривших на различных языках. В южной части обитали ягана, в западной — алакалуфы, и на острове Огненная земля — она. Севернее алакалуфов, на островах у тихоокеанского побережья, проживали чон. Ягана и алакалуфы были известны как «индейцы-лодочники», так как большую часть жизни проводили на воде; к ним по культуре относились чон. Они не знали лодок.
Жизнь обитателей этой области основывалась на лове рыбы и сборе моллюсков и охоте на водных животных (тюленей, дельфинов и др.). На суше охотились на гуанако.
С помощью раковин-скребков изготовлялись луки, копья и гарпуны. Стрелы были костяными или деревянными, каменные наконечники служили лишь для некоторых видов охоты. Тетивы были из сухожилий животных или узких полосок кожи. Птицу били с помощью пращей, ловили силками. Лески для лова рыбы делались из морских водорослей или сухожилий животных. Ягана не знали крючков и рыбу ловили силками. В пищу шли также ягоды, коренья и грибы.
Лодки делали из нескольких кусков коры дерева, сшитых китовым усом или лыком с помощью костяного шила. Они имели в ширину до 2 метров, а в длину — 4-6 м; размещалось в них до 7 человек. Небольшие хижины возводили из ветвей или стволов некрупных деревьев, поставленных вертикально и соединявшихся вверху (получалось сооружение конической формы). Их застилали растительной кровлей и, при необходимости, шкурами животных. Огонь обитатели этих мест получали не трением двух палочек, как большинство аборигенов Америки, а высеканием из камня, способом, вероятно, более древним. Одеждой служили накидки, сшитые из шкур выдры и тюленей. Женщины носили передники из меха.
Охотники, собиратели и рыболовы других областей Америки имели, в зависимости от географических условий, другие комплексы элементов культуры.
Те, что занимали внутренние районы и водоразделы рек Южной Америки, практиковали охоту на мелких животных (обезьян, черепах, различных грызунов и пр.), охотились и на ягуаров, ловили рыбу. В пищу шли также муравьи и личинки насекомых. Растительную пищу составляли разнообразные орехи, корни и молодые побеги. Пищу, как и огнеземельцы, готовили без посуды — на открытом огне или угольях. Некоторые из этих народов знали начатки земледелия.
Жилищами служили простые навесы. Теплые климатические условия позволяли обходиться минимумом одежды. Носителями этого комплекса культуры были народы языковой группы же Восточной Бразилии (каинганги, каяпо, шаванты, шеренте), а также бороро. Сходный образ жизни вели многие народы Чако (пограничной области Боливии, Парагвая и Бразилии).
Другой район охотников, собирателей и рыболовов — травянистые равнины Уругвая и Аргентины к югу от реки Парана. Там обитали представители языковых семей керанди, хет и пуэльче. На самом юге — техуэльче из семьи чон. Особенностью их культуры было использование метательных камней (бола), с помощью которых охотились на страусов и гуанако. Еще один — равнины к западу и северу от Ориноко (гуахибо, чирикоа, яруро и др).
В Северной Америке сходный образ жизни вели паюты и шошоны Невады.
Совершенно другими были условия обитания в субарктических лесах Северной Америки, изобиловавших животными, птицей и рыбой, но с суровыми климатическими условиями. Широко применялись разнообразные ловушки на животных, а также забивание мигрирующих животных (оленей и лосей) на переправах. Суровая зима заставляла делать стабильные зимние жилища (их углубляли в землю, вход в них был в виде тоннеля, что помогало сохранить тепло) и шить одежду из шкур и кож животных. Немногочисленная утварь изготовлялась из бересты и кожи.
По воде передвигались в берестяных лодках. По суше тяжести перемещали с помощью узких саней из досок, без полозьев (тобогган). Сани мог тащить человек или впрягались собаки. Для передвижения по снегу применяли плетеные ракетки, а для влажной поверхности весной — еловые планки.
Несмотря на различия в способах приспособления к среде, многие аспекты жизни охотников, рыболовов и собирателей различных областей Америки были сходны. Люди в большой мере зависели от наличия сезонных источников пищи — наземной или водной добычи, растительных ресурсов, поэтому для них был характерен подвижный образ жизни (хотя одни передвигались по суше, другие в лодках по рекам, а третьи — по водам морских заливов и проливов) и нестабильный состав общин Община — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением.
В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 — собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским.
В некоторых районах Америки представители этого образа жизни вели более стабильную жизнь. Так, в Калифорнии, где хозяйство на побережье было основано на лове лососевых, а на материке — на собирании желудей и охоте на оленя, большая доступность источников пищи привела к возникновению стабильных поселений. Прослеживались зачатки социального расслоения: в верхний слой входили вожди и старейшины, шаманы, некоторые умелые ремесленники; ниже располагались общинники; имелись зависимые и рабы. В южной Калифорнии власть Власть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов. вождей передавалась по наследству.
На Северо-Западе Северной Америки охотники, рыболовы и собиратели достигли уровня развития их общественных отношений значительно более высокого, чем другие подобные общества Общество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля). в Америке. Главной причиной этого были благоприятные для человека условия обитания — разнообразные и богатые пищевые ресурсы в виде рыбы, морских и наземных животных. Большая часть орудий труда, как и у многих других народов Америки, были из камня, кости и дерева, часть — из меди, их выменивали у восточных соседей.
По своей внутренней сущности война является продолжением политики государств и их правящих элит средствами вооруженного насилия. . Так, хайда европейцы сравнивали с викингами. Для ведения боевых действий имелось специальное боевое оружие: луки, копья, боевые дубины, кремневые или медные ножи. Защитным вооружением служили деревянные шлемы и панцири. Добычей в войнах становились сами побежденные и их имущество. Общество расслоилось на богачей/знатных и рядовых общинников; пленники становились рабами.
Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации.
Другая сторона такого понимания мира — тотемизм, то есть вера в особую связь (индивидуальную или коллективную) людей с каким-либо животным или растением, или каким-то другим явлением или предметом. Считалось, что на божества можно воздействовать, влияя на них посредством магических действий. Каждый человек сам мог вступать в связь со своим духом-покровителем, но в особо важных случаях люди прибегали к помощи посредников между людьми и божествами — шаманов.
Алакалуфы Огненной земли верили в злого Добро и зло — наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. духа, черного великана, что днем и ночью плавал в большой лодке по морю и рекам и даже по воздуху. Неосторожных людей он забирал в лодку и увозил прочь от дома Дом — свое жилье, а так же семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. . К доброму духу обращались за помощью в случаях горя или опасности. У уна злому духу приносили жертву — бросали в воду рыбу, собаку или ребенка. На Северо-Западе тотемам посвящались танцы и песни Песня — род словесно-музыкального искусства; жанр вокальной музыки (народной и профессиональной).
Музыкальная форма песни, как и ее поэтическая форма, обычно куплетная или строфическая. Классификация песен: по содержанию — лирические, патриотические, сатирические и т. п.; по социальной функции — обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу — сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.
В русской и французской музыке 19 века авторскую песню обычно называли романсом. В конце 19 — начале 20 веков произошло разделение песни на профессионально-академическую и т. н. популярную (в т. ч. эстрадную и массовую).
Песней иногда называют инструментальное произведение певучего характера. , их изображения вырезались на больших деревянных столбах. С ними было связано богатое устное творчество. Особую известность имели мифы о похождениях Ворона, выступавшего в роли культурного героя — он добыл солнце, луну [гор] и звезды, достал огонь, научил людей строить лодки и др.
Происхождение земледелия
Судя по последним археологическим данным, земледелие возникло в Америке в среде собирателей растений; в некоторых местах они комбинировали этот вид хозяйства с эксплуатацией водных ресурсов морских побережий, болот и т. д. По данным стоянок в долинах Мексики видно, что поначалу земледелие носило вспомогательный характер. Использовались местные растения долин и склонов гор. Это были магуэй (вид агавы), туна (разновидность кактуса), перец, амарант Амарант (щирица) — род преимущественно однолетних трав семейства амарантовых. Ок. 60 видов, в теплых и умеренных поясах. Сорные, зерновые, овощные, декоративные растения. Благодаря высокой питательности и простоте выращивания широко вводится в культуру во многих странах, особенно тропических. , фасоль, тыква, плоды авокадо. Первые свидетельства о выращивании растений в долине — с конца 6 тыс. до н. э. Согласно уточненным датировкам, возделывание кукурузы в Мексике началось не ранее середины 4 тыс. до нашей эры. Становление ирригационного земледелия там относится к 1 тысяче до н. э.
Самостоятельным районом доместикации растений в Америке была область Центральных Анд, о чем свидетельствует местный набор первых одомашненных растений. На высокогорье это были корнеплод (несколько видов картофеля, ульюко, ока, анью) и зерновые (киноа, каньюа, боливийский люпин, возможно, амарант хвостатый). В районе средне и низкогорья — фасоль обыкновенная, тыква фиголистая, перец, арахис, кока, многие плодовые (папайя в том числе), биха (ачиоте), а также клубнеплод ачира. В низменностях были одомашнены фасоль-лима, канавалия, мускатная тыква, несколько видов перца, хлопчатник и др. Полностью переход к производящему хозяйству завершился в течение 3 тысячи до нашей эры.
Предполагается, что возделывание маниоки могло возникнуть в так называемом Промежуточном (т. е. между двумя центрами древних цивилизаций Америки) ареале на рубеже 5 и 4 тыс. до н. э.
Роль продуктов земледелия в пищевом рационе людей возрастала постепенно. Росло число возделываемых растений, имел место обмен ими между разными культурными областями. Из первичных очагов происхождения земледелие распространилось в другие области Америки. Особенно широко разошлись по двум континентам кукуруза, фасоль, хлопок и табак. К появлению европейцев в Америке с земледелием были в разной мере знакомы обитатели Америки от лесов востока США до района Ла-Платы, включая и Антильские острова. По способам ухода за растениями земледельцев Америки до прихода европейцев можно разделить на две большие категории Категории (от греч. kategoria — высказывание, обвинение; признак) — в философии, наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории возникли и развиваются как результат обобщения исторического развития познания и общественной практики. — тех, что практиковали т. н. подсечно-огневой способ земледелия, и тех, что использовали орошение (разных форм). Первые из них обитали в лесных районах (разной высоты над уровнем моря), вторые — в засушливых.
В свою очередь, обитателей лесных областей, практиковавших подсечно-огневое земледелие, также можно разделить на две группы в зависимости от климата, свойственного районам их обитания. Это земледельцы тропических областей и земледельцы лесов умеренных областей.
Земледельцы тропических лесов — это индейцы бассейнов рек Ориноко, Амазонки и частично Параны, а также низменных районов Мексики Центральной Америки. Их хозяйство основывалось на земледелии в сочетании с рыболовством, охотой и собирательством, интенсивность которых и соотношение зависели от местных условий. На землях, удаленных от водных источников, пищевых ресурсов было меньше, заселенность была более разреженной, возрастала подвижность населения.
Здесь возделывали маниоку и кукурузу, а также батат, тыкву, хлопчатник, перец, арахис и некоторые другие растения. Многие народы ухаживали за плодовыми деревьями. Для получения участка под огород Огород, участок земли — гряды под овощами, обычно вблизи дома, жилья. каменными топорами валили деревья и кустарник. После того, как они высыхали, их сжигали и при начале дождей сажали растения, вскрывая землю при помощи заостренных кольев. В зависимости от сортов кукурузы колебалось время ее созревания. Клубни маниоки можно было извлекать через 8-9 месяцев. При таком способе обработки земли почва истощается через несколько лет, и нужно было разрабатывать новый участок. Через определенный срок, когда использовались все ближайшие земли, поселение должно было перемещаться на новое место. Стабилизации поселений могли способствовать богатые рыбные угодья.
Для охоты, помимо известных в других местах лука и стрел, обитатели тропических лесов использовали стрелометательные трубки, из которых выдували отравленные стрелы. В некоторых группах эти орудия вытеснили лук.
Обитатели тропических лесов возводили жилища нескольких типов. На западе и северо-западе Амазонии строили большие овальные в плане дома с полусферической кровлей. Для района Гвиан более характерными были круглые высокие хижины конической формы. В некоторых местах ставили прямоугольные в плане жилища с двускатной кровлей. В любом случае каркас жилища состоял из деревянных столбов, вкопанных в землю, а стены, если они имелись, и кровля обрешечивались жердями и покрывались травой или листьями пальм.
Поселения могли состоять из одного большого дома или нескольких хижин, расположенных вокруг площадки, на которой мог находится так называемый мужской дом (то есть помещение, в котором собирались мужчины).
Утварь земледельческих народов, обитавших в тропических лесах, была намного разнообразнее, чем у бродячих охотников, рыболовов и собирателей. Они пользовались поделками из дерева и кости, умели плести разных размеров емкости для хранения и переноса различных веществ. Пользовались сосудами из тыквы и из плодов т. н. тыквенного дерева. Более того, они знали производство глиняных сосудов. Как и в подавляющем большинстве областей Америки, здесь не знали гончарного круга. Сосуды формовались из глиняных жгутов, их стенки заглаживали и затем обжигали на огне.
Из глины делали не только бытовую посуду, но и ритуальную, в том числе и нарядные сложные погребальные урны Урна (латинское urna) (погребальная урна) — глиняный (реже каменный или металлический) сосуд (бытовой или ритуальный) для захоронения или хранения праха сожженного покойника. Погребальные урны были распространена у многих народов с энеолита. (устье Амазонки). Сосуды могли быть раскрашены в разные цвета (наиболее известны красный, черный и желтый), иметь ручки в виде животных (скажем, лягушек), антропоморфных головок и т. д. Изготовлением керамических сосудов занимались женщины.
Одежда была самой минимальной — мужчины носили шнурки на поясе или набедренные повязки. Женщины могли ходить обнаженными, носить набедренные повязки или короткие юбочки из растительных материалов. Некоторые народы региона знали ткачество.
Растительную пищу получали как из растений, выращенных на огородах, так и из диких. Большого искусства достигли обитатели тропических лесов в обработке маниоки.
Маниоковые лепешки и мука, если на них не попадала вода, могли долго сохранять свои питательные качества. Таким образом в тропиках маниковый хлеб был продуктом, который можно было накапливать для тех или иных целей, скажем, для осуществления длительных переходов.
Основными орудиями для валки леса и обработки древесины были каменные топоры разных форм, а также тесла и долота.
Важными транспортными артериями в лесах являлись реки, и поэтому средством передвижения служили лодки. Их изготовляли из коры или выдалбливали из стволов деревьев. В зависимости от назначения, лодки могли быть разных размеров. На крупных реках и морских побережьях они вмещали несколько десятков человек.
Был развит межобщинный и межплеменной обмен. Средством обмена служили шнуры бус из раковин и украшения из полудрагоценных камней, в особенности зеленого цвета.
Общественное устройство варьировало от небольших общин, сохранявших тесные связи по женской или мужской линиям, до крупных образований, называемых вождествами, представлявшими собой союзы нескольких деревень, вождь одной из которых распространял свою власть на другие. В некоторых местах на Амазонке поселения тянулись на несколько километров. Помимо жилых построек, в них были мастерские, церемониальные и защитные сооружения, кладбища, каналы, дамбы и дороги Дороги — общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. . На острове Маражо в устье Амазонки были поселения, которые могли насчитывать десятки тысяч обитателей.
Заметным было социальное расслоение; как правило, различались три или даже четыре социальных категории: вожди, знать, рядовые общинники, зависимые члены общества. Особый слой в некоторых обществах составляли служители культа, являвшиеся и врачевателями.
Лесные земледельцы востока нынешних США обитали на землях, простиравшихся от Атлантического побережья до Миссисипи. Здесь достаточно мягкий и влажный климат, широколиственные леса были богаты зверем, а водоемы — рыбой. Кукуруза известна с середыны 2 тысячелетия до н. э. Возделывались и местные растения, подсолнечник и тыква. К приходу европейцев здесь обитали народы, говорившие на языках разных языковых семей: делавары, могикане и другие из алгонкинской семьи, ирокезские народы, чоктавы, аппалачи и др. из мускогской семьи, некоторые представители языковой семьи сиу.
Хозяйство народов, обитавших в 16 века в восточных лесах США, основывалось на земледелии, хотя большое значение имели также собирательство, охота и рыбная ловля. Каменными топорами срубали подлесок и кустарник, а с крупных деревьев снимали кору. Когда растительность засыхала, на что уходило от нескольких месяцев до одного года, ее сжигали. Мужчины с помощью заостренных палок вскапывали участок, женщины и дети палками размельчали комья земли.
Если основой тропического земледелия была маниока, то земледелие обитателей северных лесов базировалась на возделывании кукурузы, которая у некоторых народов (в частности у ирокезов) давала такие урожаи, что ее хватало для каждодневного потребления, обмена и создания запасов на срок до полутора лет. Способы и орудия охоты не отличались от того, чем располагали более северные соседи, не знавшие земледелия. Зверя добывали с помощью разного рода ловушек, а также преследовали его и били из лука. Некоторым народам была известна стрелометальная трубка. В реках и озерах ловили рыбу — корзинами, сетями, били из лука, делали запруды. Был известен и крючковый лов. Зимой рыбу ловили сетями в прорубях. Собирали орехи, ягоды (в том числе клюкву), желуди и так далее. Весной из кленового Клен — род деревьев и кустарников семейства кленовых. Существует около 150 видов, в Евразии, Северной Африке, Северной и Центральной Америке. Растут в лиственных и смешанных лесах. Клен остролистный, татарский, полевой, явор и другие используют в защитном лесоразведении, для озеленения, древесину — в производстве мебели, инструментов и др. Клены — хорошие медоносы. сока варили сахар.
По водным пространствам передвигались на лодках, борта которых обшивались корой вяза или ели.
Многие земледельцы востока США жили в больших домах шириной от 6 до 8 м при высоте до 8 м. Длина зависела от количества семей и могла достигать нескольких десятков метров. Каркас дома составляли поставленные в землю стволы деревьев. Парные стояки связывались гибкими верхними частями. К стоякам посредством лыковых связок крепились горизонтальные жерди. К ним, в свою очередь, привязывались листы древесной коры. Посреди постройки во всю ее длину шел проход около 2 метров шириной, в котором находились очаги. По обе стороны располагались семейные камеры, имевшие открытый выход к очагу. Между ними размещались кладовые. Внутри жилых помещений имелись помосты, которые застилались циновками и шкурами. Выше них имелись еще два яруса помостов, на одном из которых могли спать дети и хранилась утварь, а на самом высоком — необмолоченная кукуруза.
У обитателей юга лесной области жилища были меньших размеров, округлой, квадратной или прямоугольной форм. Их каркасные стены заполнялись глиной с примесью измельченной травы.
Одеждой мужчин служила набедренная повязка из растительных материалов или кожи, женщин — юбочки. Летом носили плащи из коры или перьев птиц. От холода укрывались шкурами животных. В случае необходимости на ноги надевали мокасины и ноговицы. Разнообразна была домашняя утварь — корытца, лотки, чаши делали из коры вяза и выдалбливали и вырезали из дерева; лепили сосуды из глины; южные народы плели разнообразные емкости.
Некоторые народы этой области достигли высокой степени межплеменной организованности, в частности, ирокезы создали союз из пяти племен (сенека, кайуга онондага, онейда, могауки).
Земледельцы засушливых областей
В северной Америке этот тип хозяйства вели обитатели Юго-Запада США и севера Мексики. Ко времени появления испанцев на Юго-Западе обитали хопи, зуни, пима, папаго, таньо, эме, керес и др. Наиболее известные исторические представители — обитатели Пуэбло. В области Пуэбло мало выпадает осадков, бедна растительность, небогат животный мир, в особенности крупными представителями. Земледелие, которое проникло туда из Мезоамерики, стало играть существенную роль с начала нашей эры. В 13-14 веках нашей эры оно уже практиковалось с помощью оросительных систем. Важную роль играло также собирательство. Известна была охота на немногочисленных животных — кроликов, горных коз, оленей и др. Некоторые группы (в частности, хопи) разводили индюков, но не на мясо, а для получения перьев.
Орудиями труда служили каменные топоры, молоты, ножи. Для обработки почвы применялись мотыги и палки. В некоторых группах орудием и боевым оружием служили метательные дубины, напоминающие бумеранг. В охоте использовали лук со стрелами и ловушки, птиц ловили при помощи петель. Птенцов орла брали в гнездах, взрослых орлов ловили в специально построенных вышках (выставляли кролика, поджидали, хватали за лапы обнаженной рукой и удушали).
Для земледельцев этого региона были характерны большие жилые комплексы, возведенные из камня или сырцового кирпича в несколько сот помещений; были и пещерные сооружения сходных размеров. Испанцы их назвали pueblo, то есть, поселение. Поселения-пуэбло обычно образовывали замкнутый двор, при этом внешняя сторона комплекса почти отвесно обрывалась, а внутренняя имела форму амфитеатра, ступени которого составляли ряды жилых построек. В некоторых поселениях уступами возвышалась центральная часть. У зуни смыкались одно или двухэтажные дома.
Обитатели Юго-Запада знали ткачество — они ткали пояса, небольшие накидки, покрывала. Одежда не отличалась большой сложностью. Мужчины носили кожаный фартук или набедренную повязку, сплетенную из травы. Женщины — накидку, доходившую до колен. В холода пользовались кусками материи, плащами из шкур кролика или плетеными одеялами.
С помощью плетения изготовлялись различные емкости; некоторые корзины не пропускали воды, так плотно они были сплетены.
В Южной Америке сходный образ хозяйства был у аборигенов пустынных областей северо-запада Аргентины и севера Чили.
Об обществе земледельцев Юго-Запада можно судить на примере хорошо изученных этнографами Этнография (этническая география) — раздел этнографии, изучающий особенности расселения (в прошлом и настоящем) народов мира, отдельных стран и районов для определения этнических границ, динамики развития и численности народов. хопи. Их племя делилось на 12 фратрий, включавших в себя большое число матрилинейных экзогамных родовых общин. Они имели названия, обычно по названиям растений или животных. Возглавлял их мужчина, который обычно являлся и отправителем культа. Должность такого главы или вождя была наследной. Поскольку линия родства, имущество и должности наследовались по женской линии, вождю наследовал его младший брат или сын сестры, но ни в коем случае не собственный сын.
Такая община являлась хозяйственной единицей. Она была собственником возделанных земель, водных источников, культовых предметов. Внутри общины земли распределялись между семьями, непосредственной хозяйкой земли считалась женщина, но главой семьи считался мужчина.
В каждом пуэбло вожди общин составляли совет. Из них же избирался вождь поселения, занимавший эту должность пожизненно. Членом совета был военный вождь, который наблюдал и за внутренним порядком. Имелся глашатай, объявлявший решения совета. Совет выполнял административные и судебные функции, разрешая споры и наказывая нарушения (которых было немного).
Главы общин и вождь поселения освобождались от хозяйственных забот. У хопи не было племенного вождя, не было и совета племени. Каждое поселение было практически независимо от других.
Представления о мире. Мифология
Мифология (от греческого mythos — предание, сказание и logos — слово, учение) — это совокупность мифов (наиболее известны образы мифологии Древней Греции, Древней Индии), а также наука, изучающая мифы (их возникновение, содержание и распространение).
В мировоззрении земледельцев Америки в разной степени сочетались элементы представлений охотников-собирателей-рыболовов и земледельческих верований.
Так, у северных лесных земледельцев, имело место одухотворение окружавших человеках явлений и почитание тотемных Тотемизм — комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. животных. Каждый человек имел духов-покровителей, которых он получал, как правило, во время инициационных (посвятительных) обрядов Обряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными. в форме видения. Это могли быть животное, растение или какой-то предмет. Помимо этого круга верований, восходящих к доземледельческому периоду, были известны культ солнца, воды и основных земледельческих растений. Главным считалось божество солнца, соединявшее в себе черты творца мира, умирающего и возрождающегося бога, а иногда и культурного героя. Обитатели восточных лесов верили в загробное существование. С умершим [en] вождем, помимо его личных вещей, могли поместить убитых пленников. Бытовали многочисленные мифы, легенды Легенда (от латинского legenda, буквально — то, что следует прочесть) — в средневековой письменности — житие святого и религиозно-нравоучительный рассказ, притча; в фольклоре — вошедший в традицию народный рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный (легенда о «золотом веке»); в новейшей литера. и сказки, главными героями которых были животные, рыбы, а также человекообразные существа.
Традиционный обряд заклинания у индейцев одного из племен Канады.
Некоторые группы южных лесных земледельцев практиковали ритуальные игры в мяч, кровопускание как часть жертв богам и человеческие жертвоприношения.
В религии Религия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). хопи также с одной стороны были представлены тотемизм и магия, а с другой — культ солнца и обряды вызывания дождя. Хопи почитали бога неба, приносящего тучи, богиню земли, оплодотворяющую семена, бога-солнце, который дает созревать посевам, а также мать маиса и др. Ритуал, направленный на контроль над силами природы, пронизывал все сферы жизни: охоту, ремесло, земледельческие работы, войну и отдых. Частью всякого обряда были коллективные танцы.
Важную роль играли религиозные символы — рисунки, сделанные из цветного песка, рисунки на масках и на других ритуальных предметах, назначением которых было вызвать дождь. Целый комплекс обрядов был связан с войнами: очищение, танцы вокруг столба, на котором вывешивались скальпы побежденных врагов Враг — человек, который находится в состоянии вражды с кем-либо, противник. и др. Для жертвоприношений в самых разных местах делали алтари (круги из камней). В поселениях имелись ритуальные помещения, кива, где находились изображения предков.
У хопи был цикл ежегодных празднеств, которые длились по несколько дней: по случаю зимнего солнцестояния; когда возвращалось солнце (в январе); праздник Праздник:
1) День торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо.
2) День или ряд дней, установленный церковью в память религиозного события или святого
3) День радости и торжества по поводу чего-либо. посадки фасоли (февраль); праздник Великого Пернатого Змея (март); танцы в честь предков с апреля по июнь; в июле отмечалось возвращение предков в подземный мир. Были праздники, отмечаемые раз в два года для вызова дождя (в августе) и многие другие. Было много ритуалов, связанных с этапами жизненного цикла: получение имени, взросление, вступление в брак, рождение детей. Были известны человеческие жертвоприношения.
Обитатели т. н. Промежуточной области
Между двумя центрами древних американских цивилизаций, Мезоамерикой и Центральными Андами, к приходу испанцев находились земледельческие народы, основу жизни которых составляло продуктивное кукурузное земледелие.
Высокого уровня развития достигли ремесла, которые включали не только совершенную обработку камня и изготовление керамики, но и выплавку металлов (запад Венесуэлы, Колумбия и Центральная Америка). Иногда в эту область включают Антильские острова.
Термин появился в 60-е годы 20 века в связи с развитием теории неоэволюционизма. Примеры вождества представляют племена банту, венда, нгуни и др. См. также Военная демократия. , между которыми шла постоянная борьба за расширение территории. Верховный вождь вождества имел абсолютную власть. К нему обращались с большим почтением — вплоть до того, что никто из подчиненных не имел права смотреть ему в лицо. Один из обрядов, связанных с вождем, породил, вероятно, легенду об Эль-Дорадо, золотом человеке. Тело вступающего в должность вождя натирали смолистым веществом и покрывали золотым песком. На плоту, груженном изделиями из золота и изумрудами, он отправлялся на середину озера. Там приношения сбрасывались в озеро, юноша тоже погружался в воду, смывая золото и принося его в жертву местной богине.
Высшего развития хозяйства и общественных отношений обитатели Америки достигли в Мезоамерике и Центральных Андах, где ольмеки, тольтеки, майя, ацтеки, инки и другие народы достигли уровня культуры, вполне сопоставимого с уровнем культуры народов Древнего Востока в Старом Свете. (Эдуард Григорьевич Александренков, доктор исторических наук)
25 сентября 1804 года на территории Южной Дакоты экспедиция Льюиса и Кларка встретилась с воинственным племенем индейцев тетон сиу. Группа индейцев Лакота потребовала одну из лодок экспедиции в качестве платы за дальнейшее продвижение вверх по реке. В процессе переговоров запросы индейцев выросли, они потребовали ещё оружие, амуницию, табак. переговоры усложнял языковой барьер. Переговоры два раза переходили в вооружённую конфронтацию. Тем не менее, сражения не последовало, индейцы не напали. Все решил вождь, Черный Бизон (Chief Black Buffalo). Экспедиция оставалась с племенем еще 3 дня.
У души не будет радуги, если в глазах [en] не было слёз. © Мудрость индейских вождей
Внешний облик и особенности характера индийцев
Итак, существуют 4 основные этничности, которые входят в состав индийской диаспоры: тамилы, маратхи, хиндустанцы и бенгальцы. Из-за особенностей климата своих родных штатов представители этих групп имеют характерные различия по внешним показателям. Бытует мнение, что все индийцы — маленькие и смуглые, но мнение это ошибочно.
Северные, южные, восточные и западные народы Индии отличаются друг от друга, как, например, отличаются норвежцы от испанцев. Возможно, для неискушенного глаза эти различия не так бросаются в глаза, но между тем, они колоссальны.
Все население Индии делится прежде всего на две расы — арийских индийцев и дравидские народы, из которых последние были первоначальными жителями страны. Скопин В.Н. Средняя Азия и Индия. — М., 1904. — с. 76. Общие отличительные черты таковы: южные дравиды имеют кожу более темного цвета. Арийские индийцы — европеоиды. Цвет их кожи — от темно-оливкового до желто-коричневого. Они населяют север и центр Индии. На Востоке Индии живут монголоидные народы: низкорослые, короткоголовые, с желтым оттенком кожи, косыми глазами, прямыми волосами и плоским носом. Мелварт А. Индия. — Л., 1927. — с. 97.
Следовательно, можно сказать, что хиндустанцы, жители северного штата, — типичные европеоиды. Они имеют высокий рост, европейские черты лица, светло-коричневую кожу. В Индии хиндустанцы считаются идеалом красоты. Именно представителей этой расы снимают в кино, а девушки-хиндустанки издревле представляют страну на международных конкурсах красоты.
Бенгальцы, живущие на Востоке Индии, — монголоиды. Их внешний облик схож с непальскими народами, или, как их называют в Индии, — гуркхами. Основные черты: маленький рост, отсутствие растительности на теле и лице, только на голове — прямые жесткие волосы, плоский нос, характерный монголоидный разрез глаз. Бенгальцы — потомственные земледельцы. Однако сейчас, в связи с удручающим положением сельского хозяйства в штате, многие богатые семьи озабочены будущим своих детей. Поэтому большинство индийских студентов — бенгальцы, которые приезжают сюда за высшим образованием, чтобы у себя на родине поднять авторитет семьи, а также финансовое положение. Дьяков А.М. Национальный вопрос в современной Индии. — М.: Восточная литература, 1963. — с. 106.
Маратхи, выходцы из Западной части Индии, — также европеоиды, но близкое соседство потомков дравидов сказалось на их генетике. Маратхи представляют собой нечто среднее между хиндустанцами и бенгальцами. Основные черты: маратхи — среднего роста, с европейскими чертами лица, но с довольно темной кожей, с прямыми волосами. Разрез глаз у них может быть как и европеоидным, так и монголоидным. Маратхи, приехавшие в Москву из Бомбея и его окрестностей, — в основном, бизнесмены. Они имеют в Москве свои магазины, фирмы, развлекательные центры.
И, наконец, последняя группа — тамилы, приехавшие из Мадраса, который находится на Юге Индии. Тамилы — типичные потомки дравидов. У себя на родине тамилы в 1961 году даже вели борьбу за независимость штата. Они считают себя истинными детьми Индии, а остальных народов — захватчиками своей земли. Действительно, дравиды — это те народы, которые населяли просторы Индии до прихода ариев. Тамилы гордятся своим происхождением и четко отделяют себя от европеоидов. Внешне тамилы выглядят так: маленький рост, почти черная кожа, курчавые волосы, обильная растительность на лице и теле, но при этом у них большие, широко распахнутые глаза, скорее европеоидного типа. Там же, — с. 151. Тамилы — один из самых грамотных народов Индии. Они едут в Москву за получением часто уже второго образования, или же их приглашает диаспора для работы в фирмах в качестве юристов, финансистов, менеджеров, программистов. Алексеев В.И., Макаренко В.А. Страна тамилов. — М.: Мысль, 1965. — с. 49.
Итак, из этого параграфа стало ясно, что индийская диаспора довольно разнообразна по составу участников. В частности, это разнообразие отражено и на внешнем виде индийцев, входящих в состав диаспоры.
Характер индийцев загадочен и не вполне понятен.
Кастовые законы сформировали у индийцев своеобразные стереотипы поведения. Люди из разных варн имеют различные особенности характера, но есть в их поведении типичные «всеиндийские» черты. Но сперва стоит сказать о различиях.
Выходцам из варны брахманов свойственна, естественно, набожность, высокая интеллектуальность, молчаливость, у них сильно развито чувство собственного достоинства. Они хорошо владеют своими чувствами, и могут скрывать раздражительность и неудовольствие. Эти люди осознают свое превосходство, но не склонны его афишировать. Они ответственны, и охотно помогают другим в беде.
Представители второй по положению варны — кшатрии, т.е. воины. Они получили свое происхождение от низших каст или от пришлого элемента, получившего право гражданства за свои пожертвования на пользу религии. Это гордые и надменные люди. Они — полная противоположность варны брахманов. Выходцы из кшатриев — храбры, слишком уверены в себе и в своей правоте. Они любители спорить, причем, не слушая доводов собеседника, все равно будут настаивать на своем. В споре могут дойти до драки. Кшатрии — горячие, импульсивные люди, часто идущие на поводу своих чувств и амбиций. Тяжело переносят превосходства других людей. Сильно выраженные лидеры. Котовский Г.Г. Индия: общество, власть, реформы. — М.: Восточная литература, 2020. — с. 183.
Третья варна — вайшья. Это варна купцов. Многие сегодняшние индийские бизнесмены родов из этой варны. Родовое призвание, конечно же, не могло не оставить следа в их характере. Это умные, хитрые люди, для которых свои интересы — превыше всего. Если они и будут кому-то оказывать помощь, то потом обязательно потребуют возмещения. Они уважают брахманов и бояться кшатриев, но при этом их уважение и боязнь — лишь ширма, прикрытие для усыпления бдительности и тех, и других. Живой ум вайшья, часто необразованных людей, постоянно занят мыслью о прибыли. Все их действия направлены на ее увеличение. Они ничего не делают просто так, при этом не гнушаются ложью. Польза для себя — вот главный девиз вайшья. Поняв выгоду высшего образования, вайшья отправляют своих детей учиться. Так что многие индийские студенты в Москве — из варны вайшьев.
Шудра — четвертая варна — составилась преимущественно из лиц не арийского происхождения, из элемента пришлого, и из лиц, произошедших от смешения разных каст. Весь состав четвертой варны очень пестр по своему происхождению. Скопин В.Н. Средняя Азия и Индия. — М., 1904. — с. 56-58. Эти люди с древних времен привыкли подчиняться. Они молчаливы, часто угрюмы, особенно, если находятся в обществе людей из других варн. Даже теперь, когда кастовые рамки практически стерлись, шудры все равно продолжают вести себя, как раньше. У себя на родине мало кто из них поступает в университет, занимаются какой-либо престижной работой. В основном, это таксисты, рабочие фабрик и заводов. Отсутствие образования компенсируется прекрасным знанием и, главное, сохранением народного индийского фольклора. Выходцев из этой варны практически не встретишь в Москве.
После основных и специфических различий в характерах индийцев — представителей разных варн, логично отследить сходные черты индийского характера.
Индийцы отличаются духовностью. Религиозность течет в их крови с незапамятных времен, будь то буддизм, джайнизм, или многочисленные ветви индуизма. Индийцам просто необходимо верить в высшие силы, иначе все их существование, все их цели, задачи, жизненные стремления теряют всякий смысл.
По своей природе, индийцы — вежливы. Но будучи очень вежливыми по отношению к другому лицу, индиец в то же время требует того же и по отношению к себе. Если же этого не происходит, то вежливость быстро сменяется холодностью и равнодушием. Индийцы изначально относятся к незнакомым людям с доверием. Легко заслужить их любовь и дружбу. Однако раз подорвав это доверие, его уже практически невозможно вернуть.
Особо следует упомянуть о суеверности индийцев. Они четко следуют своим приметам и соблюдают обычаи. Нарушить обычаи — тяжкое преступление для индийца. А ослушаться приметы, значит, навлечь на себя суровые неприятности.
Еще одна важная черта — беспрекословное подчинение старшим, своего рода культ родителей. Причем, чаще всего большим уважением пользуется мать, а не отец — глава дома. Именно к матери взрослые дети ходят за советом, выполняют ее просьбы, хотя часто это может повлечь за собой перемену не только статуса (женитьба), но и перемену всей жизни. Например, многие индийские студенты приехали учиться в Москву только потому, что так решили их родители. И выбор факультета — это тоже их решение. Иванов И.И. Индусы. — СПб., 1980. — с. 102-104.
Индийцы склонны к чистоте и опрятности. Но выражается у них это в довольно странных для русского человека формах. Например, одежда у индийца — всегда безупречно чистая, также индиец следит и за чистотой тела, соблюдая гигиену. Однако он может есть немытые фрукты. Жить в комнате, где царит беспорядок, но при этом он всегда знает, где и что у него находится. Русские об Индии: глазами друзей. — М., 1957. — с. 69.
Еще одна удивительная черта индийцев — это привязанность к родине. Все индийцы — патриоты своей страны. Индиец, родившийся в Москве, с полной уверенностью говорит, что здесь он только гость, чужак, а родной для него город — это, например, Дели. Откуда его предки могли переехать в Москву лет шестьдесят назад.
Индийцы, находящиеся в окружении обычаев и традиций другого этноса, особенно рьяно следят за выполнением своих. Они абсолютно невосприимчивы к духовным достижениям других народов, не склонны поддаваться влиянию других культур. Поэтому национальный уровень самосознания индийцев находится на довольно высоком уровне. Наоборот, попадая в чужую страну, город, индийцы, не навязывая своих правил, очень скоро собирают вокруг себя большое количество людей, желающих перенять их культуру.
Но не восприятие индийцами обычаев других культур нельзя считать равнодушием. Наоборот, индийцы по своей природе — любопытны. Но любопытство их носит скорее познавательный, образовательный и научный характер. Они любят, что называется, докопаться до сути, разобрать, проанализировать предмет исследования и понять его. Только после этого они составляют свое мнение о том или ином предмете. Снесарев А.Е. Индия как главный фактор в среднеазиатском вопросе. — М., 1937. — с. 120.
Также у индийцев сильно развито чувство долга. Если индиец дал слово, то обязательно выполнит его, пусть даже в ущерб себе.
Однако вызывает интерес отношение индийцев к своим порокам. Совершив проступок, индиец не замедлит признаться и покаяться в своем прегрешении. Он будет плакать, заламывать руки, устраивать настоящие представления. Но уже на следующий тот же индиец может вновь попасться на этом же грехе (например, обмане). И вновь начнется все заново. Обладая стойкостью и сильной волей в связи с большими планами и стремлениями, в мелочах индиец ведет себя, будто испорченный ребенок.
Забавно и отношение индийца ко лжи. Ложь — одно из самый страшных преступлений в понятии индийцев. Но, как и все деловые люди, индийцы не могут без нее обходиться. И здесь они нашли такую уловку. Индийцы никогда не солгут, не обманут, но могут либо сказать, так называемую, «почти правду», либо вовсе не говорить правды. Например, на вопрос «хорошего ли качества вам товар?», индиец может ответить: «Его сделали на лучшей фабрике!». Что ж, товар действительно могли сделать на лучшей фабрике, но вопрос о качестве так и остался открытым.
Индийцы прекрасно понимают, что европейцы далеки от их обычаев, и не стремятся «нагружать» другие народы объяснениями насчет своих традиций.
В большинстве своем индийцы — веселые и азартные люди. У них отличное, жизнерадостное чувство юмора. Например, в завершении разговора об индийском характере хочу привести одну забавную историю, рассказанную мне одним индийцем, проживающим в Москве: когда в кришнаиский храм в Москве пришел москвич, желающий поменять веру и стать кришнаитом, индиец, проводящий с ним беседу, сказал, что для этого тому придется пройти испытание железом и огнем. Испуганный молодой человек быстро ретировался из храма, а индиец имел в виду лишь то, что пришедшему пришлось бы зажечь в храме специальную свечу и подержать в руках священную чашу, сделанную из железа.
Но прежде чем перейти к описанию жизни индийцев в столице, необходимо затронуть две довольно важные бытовые темы — это одежда современных индийцев, а также их питание.
У себя на родине индийцы до сих пор часто носят традиционную одежду, особенно женщины. Индийская женская традиционная одежда — это сари, блузка-чоли, шалвар-камиз, орхна, камиз-гхагра. Мужской костюм, особенно в XX веке, претерпел большие изменения со времен «фаты». Теперь индийцы носят: чуридар, ачкан, дхоти, курту, чадар, пайджаму, тюрбан и пилотку (Гандхи-топи). Ульциферов О.Г. Индия: Лингвострановедческий словарь. — М.: Русский язык — Медиа, 2020. — с. 349. Однако в условиях такого крупного мегаполиса, как Москва, и нашего климата, подобные одеяния невозможны. В Москве индийцы остались верны простоте и скромности своего одеяния. Мужчины носят строгие темные костюмы, застегнутые на пуговицы пиджаки с воротником под горло, так называемые, битловки, но в Индии у них другое название — ганди, в честь костюмов, которые любил носить Махатма Ганди. Индийские студенты Москвы одеваются более демократично. В этом смысле они ничем не отличаются от других студентов, также следуют по возможности за модой. Носят и джинсы, и футболки. К индийским женщинам требования менее либеральные. Ни при каких обстоятельствах она не может надеть короткую юбку, — это недопустимо. Индийская взрослая женщина в Москве носит деловой костюм, часто брючный, строгого покроя. Или же надевает длинную юбку с кофтой, или футболкой. Причем требования к верху наряда менее строги, чем к нижней части. Индийские студентки носят также длинные юбки, иногда их можно увидеть в широких брюках. Но, если позволяет погода, индийская женщина обязательно наденет сари. Абдулаева М. Женщины Индии. — М.: Советский художник, 1976. — с. 136.
Пища индийцев состоит из растительных элементов. Они совсем не едят мяса. Раньше найти действительно вегетарианскую продукцию в Москве для них являлось большой проблемой, но теперь все изменилось. В Москве работает множество магазинов, специализирующихся на вегетарианской продукции, открылись рестораны для вегетарианцев. Традиционно индийцы едят два раза в день.
Индийцы любят есть рис, бобы, молоко, яйца, фрукты и овощи. Они едят очень острую пищу, щедро приправленную красным перцем и прочими пряностями, ведь именно индийцы подарили миру рецепт карри, который они сами могут поедать в неограниченных количествах. Человеку, не подготовленному к подобной пище, трудно есть индийские блюда, — настолько они остры. На десерт индийцы часто готовят изумительно вкусные лепешки — муто кондо, а также оладьи — кал баташи, по вкусу напоминающие наши тульские пряники. Индийцы не употребляют алкоголя и не курят табак. Вообще, им свойственен здоровый образ жизни.
Итак, от вопросов одежды и питания можно перейти к вопросам занятий индийцев в Москве. В частности, их работе, досугу, а также узнать, как они удовлетворяют свои религиозные потребности.
После основных и специфических различий в характерах индийцев — представителей разных варн, логично отследить сходные черты индийского характера.
Презентация по литературному чтению 3 класс
от проекта «Инфоурок»
Отдых и оздоровление в экологически чистом
регионе Беларуси для детей 8-17 лет
(всего 59 800 33 300 руб. за 14 дней, 11-24 августа)
Выбранный для просмотра документ 08.10.docx
Тема урока: Древние сюжеты сказок о животных.
Сказка «Откуда пошли болезни и лекарства».
Цели: формировать представление о самых древних сказочных историях через анализ сказки; учить отличать самые древние сказочные сюжеты в сказках о животных, по признаку: они объясняют происхождение, природу и причины всего на земле — природу явлений, особенности внешнего вида животных, причины их поведения и взаимоотношений между собой.
Планируемые результаты: учащиеся научатся отличать сказку о животных от волшебных сказок; располагать сказки о животных по временному признаку на ленте времени:
1) самая древняя сказочная история;
2) просто древняя;
3) менее древняя сказочная история; находить особенности самых древних сказочных сюжетов (историй):
объяснение причины взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида; находить особенности просто древних сказок (ум и хитрость героя); находить особенности менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным; распознавать сказки с бродячими сюжетами и сравнивать «бродячие сказочные истории» разных народов с целью обнаружить в них общие черты: сходство построения самих сказок, событий и характеров героев.
Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
Новую тему мы начинаем,
Что в ней таится, пока мы не знаем.
Но чтобы название темы узнать,
Надо вам запись расшифровать.
Первое слово: проникаем в суть чего-либо, понимаем. ( Постигаем.)
Второе слово: синоним слова «тайны». (Секреты.)
Третье слово: художественный прием, который использует Иван Бунин в стихотворной строке: «Лес точно терем расписной». (Сравнение.)
Откройте учебник на с. 64 и проверьте себя. («Постигаем секреты сравнения».)
(Учитель читает текст на с. 64.)
Что же мы будем изучать?
Вспомните, что мы знаем о сказках о животных. (В сказках о животных герои — животные; хитрец и проказник — главный герой; в более древних сказках побеждает хитрый, а в менее древних — благородный.)
Что предлагает нам Михаил Потапович? (Читать сказки разных народов и делать интересные открытия.)
Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)
Какой народ придумал эту сказку? (Индейцы Северной Америки.)
Знаете ли вы, кто такие индейцы? (Индейцы — коренные жители Северной Америки.)
Посмотрим по карте мира, откуда к нам пришла эта сказка.
По названию можно ли определить, о чем эта сказка? Прочитаем и узнаем, почему сказка так названа. Вы готовы? Тогда начинаем.
III. Работа по теме урока
Найдите условное обозначение, которое поможет определить, с чего мы начнем работу.
Узнайте значение слов «бурундук» и «исполосовали» в толковом словаре. (Учитель читает сказку на с. 64—67.)
Вам понравилась эта сказочная история? Чем?
В какие времена происходят события? Найдите подтверждение в тексте.
Когда же дружбе пришел конец? ( Когда людей стало очень много, а зверям оставалось места на земле все меньше и меньше, и люди стали убивать зверей.)
Какой же выход придумали звери? ( Собрались на совет, чтобы решить, как наказать людей.)
Прочитайте сказку самостоятельно и расскажите, что они придумали.
Медведи предложили объявить войну.
Олени предложили наказывать охотников, которые не просили прощения у убитых животных.
Рыбы и пресмыкающиеся стали посылать людям недобрые сны.
Птицы, насекомые и мелкие зверьки начали придумывать разные болезни для людей.)
Кто вступился за человека? (Бурундук.)
Какова его судьба? (Его исполосовали когтями, эти следы он носит до сих пор.)
Посмотрите на изображение бурундука.
(Учитель выставляет рисунок.)
Кто решил помочь человеку? (Растения.)
Как? Найдите отрывок, в котором об этом говорится, и прочитайте его. Расскажите своими словами.
Какие лекарственные травы вы знаете?
Продолжение работы по теме урока
Чему же учит эта сказочная история? (Бережно относиться к миру природы.)
Эта сказочная история не только учит, но и объясняет причины появления у животных некоторых внешних признаков.
Особенности внешности каких животных объясняют нам индейцы Северной Америки? (Лягушки, бурундука.)
Прочитайте, как они это объясняют.
(Чтение текста на с. 67.)
Можно ли эту сказочную историю отнести к самым древним сказкам? Почему? (Да, мы нашли объяснение, почему животные имеют такой вид.) А кто догадался, что еще объясняют индейцы в этой сказочной истории? ( Происхождение болезней.)
Перечитайте и расскажите, как они объясняют причину происхождения болезней.
Подведение итогов урока
Какую тему мы начали изучать?
С каким произведением познакомились?
Почему эту сказочную историю можно считать самой древней? (В ней объясняются причины происхождения болезней и лекарств; объясняются черты внешнего облика двух животных.)
Вернемся к началу нашего урока. Почему же сказка так названа?
Пересказать сказочную историю от лица автора (учебник, с. 64-67).
Прочитайте название первой сказки. («Откуда пошли болезни и лекарства».)
Описание животного лось: внешний вид и особенности
Американские индейцы называли себя, в том числе, и именами животных. Лось среди прочих было одним из самых почтенных. Это свидетельствует об уважительном отношении к этим величественным животным. Тем не менее, испокон веков на лосей велась охота: людям нужна была их прочная шкура, питательное мясо и, конечно же, огромные рога в качестве лучшего трофея охотника.
Внешний вид лося выделяет его из всего семейства оленевых. Прежде всего, речь идет о размерах. Вес лося превышает 500 кг, при этом самцы немного крупнее самок. Рост лося в холке – около 2-х метров и выше, а длина тела приближается к 3-м метрам. В сравнении с очень длинными ногами, тело лося не кажется таким уж большим, но это оптический обман – животное поистине огромное.
От своих собратьев оленей лось отличается даже мордой. Она у него длинная, как будто слегка вытянутая, нос горбатый, верхняя губа значительно больше нижней и даже нависает над ней. В зависимости от вида и места обитания описание лося может варьироваться, но не сильно. Окрас у всех животных примерно одинаковый – буро-коричневый, чуть светлее на ногах и животе.
Главным отличием самцов от самок является даже не размер, а то, что они носят рога. Форма лосиных рогов ни у кого больше из животных не повторяется: основание короткое и толстое, от него во все четыре стороны расходятся ответвления, на которых, в свою очередь, также имеются отростки. Именно из-за формы рогов, напоминающей лопату, лосей прозвали «сохатыми».
По размеру лосиных рогов можно судить о возрасте самца: чем он старше, тем рога больше и ветвистее (на них больше отростков) . Ежегодно, в конце осени-начале зимы, лоси скидывают рога, а к лету у них уже вырастают новые. Может показаться, что процесс этот является для животных болезненным и мучительным, ведь рога покрыты кожей, внутри них проходит множество сосудов, и когда лоси начинают тереться ими о деревья, чтобы они скорее отвалились, на поверхности появляется кровь и ссадины. Но на самом деле, болевые ощущения бывают только когда рога молодые, потом к ним уже не поступает кровь, они как бы отмирают и теряют чувствительность. Сбросив такую тяжесть, лоси чувствуют себя гораздо лучше, к тому же им становится проще перемещаться по заснеженным лесам.
Под горлом у некоторых лосей свисает так называемая «серьга», кожа, покрытая более длинной, чем на всем теле, и волнистой шерстью.
Отправляясь на машине по дороге, проходящей через лесополосу, будьте внимательны к знакам, предупреждающим о присутствии лосей. Внезапно выпрыгнув на дорогу, животное способно погубить и себя, и автомобилиста. Таких печальных случаев известно, увы, немало.
Образ жизни животных в естественной среде обитания
Из-за браконьеров и активной вырубки лесов ареал обитания лосей заметно сократился, но все равно пока остается довольно широким. Животных можно встретить и в Европе, и в Азии, и в Северной Америке, и практически на всей территории России. Предпочтительнее всего для лосей лесостепи и тундры.
Основу рациона их питания составляют ветви хвойных деревьев, различные кустарники, ягоды, грибы, и даже водоросли. Да-да, огромные животные, перемещающиеся на четырех длинных ногах, умеют плавать и нырять! Более того, в летнее время, когда в лесах полным полно кровососущих насекомых, лоси проводят большую часть времени в воде, спасаясь от них.
Понятно, что лоси являются сугубо лесными животными, так почему же так часто можно услышать, что они заходят в места, где живут люди. Случается это только тогда, когда лосям не хватает пропитания, и они отправляются туда, где оно есть. Вообще, эти животные крайне трусливы и к людям без крайней надобности приближаться не станут. Хотя человека могут даже в десяти метрах от себя не заметить, так как зрение лося – слабое. Они привыкли ориентироваться на слух и обоняние, последнее развито у них более всего. Поэтому, если захотите встретить в лесу лося, ведите себя предельно тихо, не курите, не разводите костер. Поразительно, но его главные лесные враги – волки — знают об этом и при нападении первым делом стараются ухватить за нос, чтобы вызвать болевой шок.
В ходе экспериментов по одомашниванию лосей, проводимых в СССР, было выяснено, что животные обладают хорошей памятью. Так, например, детеныши, вырастая, всю жизнь помнят человека, который ухаживал за ними, кормил молоком. Лосей перестали разводить в связи с экономической нецелесообразностью – много средств тратится, чтобы прокормить их.
Взаимодействие лосей друг с другом, с другими животными и с людьми
Лось – животное не стадное. Как правило, они перемещаются в одиночестве, редко можно встретить небольшие группы по 2-3 особи. Исключение составляют только мамы-лосихи со своими детенышами, а также период спаривания.
Для того чтобы привлечь внимание самок, самцы начинают издавать звуки, подобные реву, а также стучать рогами по стволам деревьев. Если двум самцам приходится бороться за одну самку, что бывает нечасто, то они бьются рогами, показывая свою силу. Как правило, у кого рога больше, тот и побеждает, но никто при этом не погибает. Начинается брачный период осенью, а лосята появляются на свет в конце весны-начале лета. На свет рождается один, реже – два детеныша. Мама кормит их свои жирным молоком, они быстро растут и спустя пару месяцев уже самостоятельно могут добывать себе пищу. Для того чтобы питаться с земли, лосятам приходится присаживаться на колени, так как слишком длинные ноги мешают голове дотянуться.
Несмотря на свои гигантские размеры, лоси имеют много врагов, хотя сами не представляют ни для кого опасности. На них ведут охоту медведи, волки, рыси. Спасаясь от нападения бегством, длинноногие животные развивают скорость до 50 км/ч. Как ни странно, для обороны рога лоси применяют редко. Гораздо чаще они бьют врага сильными передними копытами. Для того чтобы лось не смог убежать, стая волков заманивает его на лед замерзшей реки, шансов выжить там практически не остается. Выходить на лед лосям опасно в принципе – подвернуть и сломать длинные ноги проще простого.
Больше всего лосей гибнет не в результате нападения хищников, а из-за охоты на них людей. Грустно это в том числе и потому, что к человеку лоси добродушны. Известно, что они быстро привыкают к людям, способны жить рядом с ними и приносить пользу.
Теперь вы знаете о том, что за зверь такой – лось. Описание животного, образ его жизни – это самое главное, но далеко не все, что есть. В небольшой статье невозможно уместить всю жизнь величественного животного, поэтому, если вас заинтересовала эта тема, можете продолжить изучать ее дальше.
Внешний вид лося выделяет его из всего семейства оленевых. Прежде всего, речь идет о размерах. Вес лося превышает 500 кг, при этом самцы немного крупнее самок. Рост лося в холке – около 2-х метров и выше, а длина тела приближается к 3-м метрам. В сравнении с очень длинными ногами, тело лося не кажется таким уж большим, но это оптический обман – животное поистине огромное.