Пи Каких Болезнях Куица Хапит

Содержание
Рекомендуем прочесть:  Почему У Британской Кошки Рвет

Боли при гепатите C

Гепатит С – серьезное заболевание инфекционного генеза, которое в 80% случаев подвергается хронизации и сопровождается такими тяжелыми осложнениями, как цирротическое и злокачественное перерождение тканей печени. Согласно статистическим данным, на сегодняшний день инфицировано около 200 млн людей, при этом ежегодно число увеличивается на 3-4 миллиона. Умирают от последствий заболевания примерно 350 тысяч больных в год.

Печень зачастую поражается у молодых людей. Это обусловлено как широким распространением наркотических препаратов и популярностью татуировок, так и незащищенной интимной жизнью.

Первые признаки заболевания появляются примерно спустя 2 недели после заражения, что соответствует инкубационному сроку. Он также может затягиваться до полугода. Болезнь начинается с общих симптомов, напоминающих ОРВИ, а именно с недомогания, усталости, плохого аппетита, ломоты в теле и тошноты. По мере увеличения скорости размножения вируса присоединяется желтуха, гепатоспленомегалия (нарастание объема печени и селезенки), а также начинает болеть правый бок.

Что болит при гепатите С?

Среди частых осложнений гепатита стоит выделить:

  1. фиброз и цирроз;
  2. жировое перерождение тканей;
  3. гепатоцеллюлярную карциному;
  4. портальную гипертензию, при которой наблюдается асцит (жидкость в брюшной полости) и варикозное изменение пищеводных вен;
  5. повышенную кровоточивость на фоне дефицита факторов свертывания;
  6. энцефалопатию — как следствие токсическое влияния на ЦНС.

Помимо перечисленных нежелательных последствий следует отметить риск развития аутоиммунных заболеваний и аллергических реакций. В зависимости от мишени антител, которые вырабатываются против собственных клеток, может страдать опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая и мочевыделительная система.

Одним из ведущих симптомов поражения органов является боль. Она может отличаться по локализации, характеру и длительности.

Правый бок

При гепатите С правый бок болит далеко не на начальной стадии и не относится к первичным признакам патологии. Появление болезненности обусловлено отечностью тканей печени на фоне массивной гибели гепатоцитов и прогрессирования воспалительного процесса.

Заметим, что паренхима органа не способна болеть, поскольку она не имеет нервных окончаний.

Пациента может беспокоить тяжесть и распирание в правом подреберье, постепенно переходящие в боли. При гепатите С происходит растяжение соединительнотканной капсулы печени, которая содержит нервные окончания. Именно при раздражении рецепторов возникают болезненные ощущения.

Они могут локализоваться четко в правом подреберье или охватывать эпигастрие (желудочную зону), часть живота, лопатку и спину. Боль беспокоит человека до того момента, пока уменьшится выраженность воспаления и отека тканей печени. Больной чувствует ноющие, распирающие, периодически колющие ощущения, которые усиливаются при физической нагрузке или после употребления запрещенной пищи (перченых, жирных блюд).

Когда болит сустав (колено, голеностоп или плечо), принято говорить об артралгии. Она часто сочетается с миалгией, то есть болезненностью в мышцах. Учитывая их близкое расположение, человек не всегда может понять, что именно его беспокоит.

Причиной появления неприятного симптома может стать инфекция и высокая температура (гипертермия). Циркуляция вируса по кровеносному руслу сопровождается увеличением интоксикации в организме. Это проявляется сосудистой реакцией, лихорадкой и нарушением обмена веществ.

Боли в суставах при гепатите С напоминают гриппоподобную ломоту в теле.

Всем знакомы такие ощущения, когда невозможно найти удобную позу, «выкручивают ноги», и чувствуется сильная слабость. Такой признак болезни может наблюдаться как в острую стадию, так и в преджелтушном периоде, так как болят суставы при гепатите С в ответ на увеличение вирусной нагрузки в крови.

Мышцы могут страдать от интоксикации на фоне нарастающей концентрации вируса в крови. Интенсивность болезненных ощущений зависит от активности инфекционного процесса. Человек чувствует ноющую боль при деструкции мышечных белков, а также вследствие нарушения водно-электролитного баланса, который наблюдается при потере микро- и макроэлементов с диареей и рвотой.

Кроме того, необходимо помнить о риске развития аутоиммунных процессов. Они в большей степени характерны для поражения печени вирусом HBV, однако на фоне гепатита С при сбое иммунитета также возможно повреждение собственных клеток аутоантителами. Последние могут вырабатываться как против суставов, мышц, так и ренальной, и кардиальной ткани.

Чтобы добиться хороших результатов в лечении, необходимо строго соблюдать постельный режим в острую стадию и делать то, что советует врач. Задачи терапии следующие:

  1. борьба с возбудителем;
  2. уменьшение выраженности интоксикации;
  3. защита гепатоцитов и восстановление функции печени;
  4. предупреждение развития осложнений.

С этой целью специалист составляет план лечения, в который входит лекарственная поддержка и диетотерапия.

Этиотропное лечение

Основным направлением в лечении гепатита С является устранение причины болезни, то есть борьба с вирусом, что позволит остановить деструкцию гепатоцитов и прогрессирование заболевания.

Рекомендуем прочесть:  Признаки Глазного Катара И Коньюктивита У Собак И Лечение

В качестве этиотропных препаратов применяется Интерферон-альфа и Рибавирин. Они оказывают противовирусное действие и могут использоваться в комбинации, что дает возможность оказать более мощный удар по патогенным агентам.

При наличии противопоказаний для приема одного из лекарств проводится монотерапия. Учитывая возможность применения различных схем лечения, дозировка и продолжительность курса устанавливается исключительно специалистом на основании результатов лабораторной диагностики.

Зачастую длительность терапии составляет 1 год, на протяжении которого регулярно проводятся исследования крови. Это необходимо для оценки вирусной нагрузки и эффективности лекарственных средств, а также определения тяжести функциональной недостаточности печени и активности инфекционно-воспалительного процесса.

Положительная динамика подтверждается снижением трансаминаз (печеночных ферментов) и уровня РНК возбудителя в крови. Теперь остановимся на побочных реакциях лекарств:

  • прием Интерферона-альфа может сопровождаться гипертермией, миалгией, артралгией, депрессивными состояниями, похудением и ломкостью волос. Перечисленные признаки регистрируются в первые дни терапии. В последующем организм адаптируется и не столь бурно реагирует на Интерферон. Спустя 4 месяца лабораторно обнаруживается лейкопения и тромбоцитопения, что может стать причиной для временной отмены медикамента до восстановления показателей. На этом фоне повышается кровоточивость и риск присоединения бактериальной инфекции;
  • Рибавирин вызывает диспепсические нарушения (горечь во рту, тошноту, вздутие живота, диарею), головную боль, а также изменение лабораторных показателей (снижение гемоглобина и увеличение содержания мочевой кислоты).

Противопоказания к использованию вышеперечисленных средств включают несовершеннолетие, индивидуальную непереносимость компонентов препаратов, беременность, лактацию, декомпенсированную кардиальную, печеночную недостаточность, а также гиперфункцию щитовидки и тяжелое течение диабета.

Отдельно следует выделить лекарства прямого противовирусного действия, такие как Софосбувир и Даклатасвир. Они применяются в лечении гепатита С и в 95% случаев приводят к выздоровлению пациента. Оригинальные медикаменты стоят около 1000$ за таблетку, в связи с чем на сегодняшний день широко используются дженерики. Они выпускаются компаниями, которые имеют разрешение на производство данных препаратов.

Симптоматическое лечение

Для уменьшения выраженности симптомов и поддержания работы всего организма, и в частности печени, врач назначает:

  1. витамины (А, С и группы В);
  2. гепатопротекторы – для защиты клеток печени, восстановления их структуры и функций органа. Они могут иметь синтетический и растительный состав;
  3. желчегонные – для уменьшения холестаза, снижения уровня билирубина и тяжести желтухи;
  4. ферменты – с целью нормализации процесса переваривания еды;
  5. противорвотные;
  6. анальгетические;
  7. гемостатические – для уменьшения кровоточивости.

Еще одним методом борьбы с интоксикацией является плазмаферез. С помощью специального аппарата осуществляется очистка крови и снижение вирусной нагрузки, что позволяет усилить эффективность медикаментов и облегчить общее состояние пациента.

Диетотерапия

Для уменьшения нагрузки на печень пациент должен строго соблюдать диетический режим питания. В него входит:

  1. исключение жирных блюд. Это касается молочки, мясных и рыбных деликатесов;
  2. ограничение кофе, соленьев, полуфабрикатов, свежей сдобы, маринада, грибов, наваристых бульонов, сладостей, острых приправ и газировки;
  3. предпочтение следует отдать теплым блюдам кашеобразной консистенции (суп-пюре);
  4. готовить еду следует путем отваривания, тушения или запекания;
  5. ежедневно рекомендуется пить до двух литров воды;
  6. соль ограничивается до 8 г/сутки;
  7. рацион должен состоять из овощей, фруктов, каш и супов.

Продолжительность и качество жизни пациента во многом зависит от него самого. Дело в том, что лекарственная терапия будет недостаточно эффективной на фоне злоупотребления алкоголем или жирными продуктами. Больному следует ограничить тяжелую физическую нагрузку, полностью отказаться от спиртного и соблюдать диетический режим питания.

С помощью комплексного лечения можно добиться полного выздоровления. Подобное регистрируется в 20% случаев. У остальных пациентов удается достичь лишь регрессии клинических симптомов и стойкой ремиссии, в результате чего осложнения развиваются не так стремительно, а качество жизни вирусоносителя долго остается на прежнем уровне.

  1. витамины (А, С и группы В);
  2. гепатопротекторы – для защиты клеток печени, восстановления их структуры и функций органа. Они могут иметь синтетический и растительный состав;
  3. желчегонные – для уменьшения холестаза, снижения уровня билирубина и тяжести желтухи;
  4. ферменты – с целью нормализации процесса переваривания еды;
  5. противорвотные;
  6. анальгетические;
  7. гемостатические – для уменьшения кровоточивости.

Пи Каких Болезнях Куица Хапит

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube

_______________________
Живем с 24.07.2020

  • Записи сообщества
  • Поиск

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

ДАЖЕ ПЕЛО ЭТО СДЕЛАЛ ХД

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

Вот кто что из отпуска привозит а я стоматит и вид бомжа которому перепало 600К с продажи квартиры умершей бабули

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

Я дУмАл ЧтО кТо-НиБуДь ВыРеЗаЛ

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

— Я вот салат немного поела
— Я тоже
.
— А почему так мало салата съели?
— Я ела
Показать полностью…
.
— ВОТ Я ПРИГОТОВИЛА, А ВЫ НЕ СЪЕЛИ
— ЯЯЯЯЯЯ ЕЛАААААААААА
— МОЛОДЕЕЕЕЕЕЕЕЦ
— . пасиба сс:

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

Просто искал на вп.

Лимон
_______________________
как ты найдешь то что я записывал сам крик

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

Кто-то лайкнул мой коммент в основной группе, коммент за 2020 год
Мне страшно, ребята

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

мне пришла в голову идея сделать флешмоб ;-;

Что,если люди будут отписываться и писать другим в опросе и тогда они будут делать друг другу подарочки,писать письма там ага.
Не знаю,но чет затронуло.
Как идея?

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

Опять все летом где-то катают. На улице гуляют. А я вот разок в кино сходил и всё. Сижу пятый день дома. В глазах плывет. Умираю
Классный руководитель написал старосте, мол все ли живы
)0))
А так. Ну. Я купил игрульку. Играю 🙂
Листаю мемы. Создаю мемы. Лайкаю мемы. Я очень продуктивный. Точнее мой палец, но не суть

Подслушано у Брокли — Broklia|Свалка на YouTube запись закреплена

(Наслаждайтесь обрезкой в среднем кач-ве. Так надо хд)

Что,если люди будут отписываться и писать другим в опросе и тогда они будут делать друг другу подарочки,писать письма там ага.
Не знаю,но чет затронуло.
Как идея?

Ваш браузер не поддерживается

Наградить фанфик «Мемуары гея»

У меня такие тихие подозрения, что мне придется это все писать, до седой ж. )))

Я начал писать продолжение:
https://ficbook.net/readfic/4232635

Пи. и первое апреля

Права на все произведения, опубликованные на сайте, принадлежат авторам произведений. Администрация не несет ответственности за содержание работ.

© 2020-2020 Книга Фанфиков
support@ficbook.net

У меня такие тихие подозрения, что мне придется это все писать, до седой ж. )))

развитие речи детей раннего возраста.

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи
Понятие развития. Ступени возрастного развития человека
Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям.
Развитие человека проходит следующие возрастные ступени: младенческий возраст, ранний детский возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелость.
На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается определенными физическими размерами и строением (количественно) и определенными возможностями психики (качественно).
Развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально-волевой сферы (чувств, воли).

Связь речевого развития с развитием всех других сторон психики человека
Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.
Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.
Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.
Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.
Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.
Так, В. А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, родившийся в семье железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной, которая в силу своего недуга не могла реагировать на речевые действия внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, но отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект ребенка не развился.
Воспитатель обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Понятие своевременности начала обучения речи
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
«Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

О связи развития речевых мышц и интеллекта
Речевая деятельность человека — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В мозгу «происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы». Собственно органы речи (полости рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие) — это исполнительные органы речевого механизма, центральной частью которого является мозг; когда развивается мозг, развиваются мышцы органов речи ребенка. Сначала мышцы органов речи непослушны ребенку, он с трудом произносит звуки родного языка; подрастая, он говорит все чище, все свободнее произносит слова, фразы, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых «идут команды на речевые мышцы», у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи.
Но воспитатель должен помнить и об обратной зависимости: мозг развивается (совершенствуются механизмы интеллекта), если в процессе речевого общения ребенок тренирует мышцы своего речевого аппарата, т. е. если с ребенком говорят, выслушивают его. Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки (и модулировать интонацию), тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это тоже речедвижения, работа мышц органов речи.
Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков.

Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста»,

СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.
Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ
Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.
Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.
Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (ма, ра) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (ста, кра). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ
На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.
Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по струкруре слов.
В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.

СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ
Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.
Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным, большое количество ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.

СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.
Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
· Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда)
· Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.
· Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: сэ или рэ…
· На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком.
· Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
· Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.

ОНР (общее недоразвитие речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
Речь детей с ОНР малопонятна.
Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от темповой задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта.

ХАРАКТЕРИСИКА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.
Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) в сензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи выделяют четыре уровня ее недоразвития.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существи­тельными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкреп­ляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблю­даться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих от­личать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассив­ного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умствен­но отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой — достаточная критичность к своей речи
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или зву­косочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» — самолет, самосвал, пароход; «бобо» — болит, смазы­вать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является гос­подствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформен­ными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» — Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблю­даются при нормальном речевом развитии.
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представ­ления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» — кроватка, «амида» — пирамида’ «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток — молоко, копает — катает — купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)
Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупот­ребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» — Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).
Одновременно намечается различение некоторых граммати­ческих форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относя­щимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразви­тие речи у данных детей проявляется достаточно выражено.
Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.
Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необхо­димости употребить такие слова и словосочетания, которыми ре­бенок в быту пользуется редко.
Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» — Играю мячиком).
Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назна­чению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук — в одной ситуации — одним из этих слов, в другой — другим; чашка, ста­кан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду »(блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.
Отмечается отставание в использовании слов-признаков пред­метов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (ре­жет-рвет, точит — режет). При специальном обследовании от­мечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:
•1. замены падежных окончаний («катался гокам» — катается на горке);
•2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» — Коля писал); при изменении существительных по чис­лам («да памидка» — две пирамидки, «де кафи» — два шкафа);
•3. отсутствие согласования прилагательных с существитель­ными, числительных с существительными («асинь адас» — красный карандаш, «асинь ета» — красная лента, «асинь асо» — красное колесо, «пат кука» — пять кукол, «тиня пато» — синее пальто,
«тиня кубика» — синий кубик; «тиня кота» — синяя кофта).
Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом су­ществительное употребляется в исходной форме («Кадас ледит аёпка» — Карандаш лежит в коробке), возможна и замена пред­логов («Тетатка упая и тая» — Тетрадь упала со стола).
Союзы и частицы в речи употребляются редко.
Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звон­ких и глухих («тупаны» — тюльпаны, «Сина» — Зина, «тява» — сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» — снеговики).
При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и упо­добления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» — воротник, «тена»-стена, «виметь»-медведь).
Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый — III уровень рече­вого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.

III уровень речевого развития характеризуется наличием раз­вернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соот­ветствующие пояснения («Мамой ездиля асьпак. А потом ходиля, де летька, там зьвана. Потом аспальки не били. Потом посьли пак» — С мамой ездила в зоопарк. А потом ходила, где клетка, там обезьяна. Потом в зоопарке не были. Потом пошли в парк).
Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, ко­торые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Характерным является недифференцированное произнесение зву­ков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы. Например, ребенок заменяет звуком с’, еще недостаточно четко произносимым, звуки с («сяпоги» вместо сапоги), ш («сюба» вместо шуба), ц («сяпля» вместо цапля).
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми час­тями речи, правильно употребляют простые грамматические фор­мы, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения («Кола посол в лес, помал маленькую белку, и тыла у Коли кетка» — Коля пошел в лес, поймал маленькую белку, и жила у Коли в клетке).
Улучшаются произносительные возможности ребенка (можно выделить правильно и неправильно произносимые звуки, характер их нарушения), воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Они могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ («Кошка пошья куёуке. И во она хоует сыпьятках ешть. Они бежать. Кошку погана куицг Сыпьятках мого. Шама штоит. Куица хоёша, она погана кошку» — Кошка пошла к курице. И вот она кочет цыпляток есть. Они 6ежать. Кошку прогнала курица. Цыпляток много. Курица хорошая, он прогнала кошку).
Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позво­ляет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики.
В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо.
Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испыты­вают большие трудности при самостоятельном составлении пред­ложений, чем их нормально говорящие сверстники.
На фоне правильных предложений можно встретить и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не носят постоянного характера: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно.
Наблюдаются ошибки и при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами («Мишя зяпякаль, атому упал» — Миша заплакал, потому что упал). При составлении предложений по картине дети, нередко правильно называя дейст­вующее лицо и само действие, не включают в предложение назва­ния предметов, которыми пользуется действующее лицо.
Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, ступ­ня, беседка, веранда, подъезд и др.), неточное понимание и упот­ребление ряда слов (подшивать — зашивать — кроить, подрезать — вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого пред­мета (циферблат — «часы», донышко — «чайник»);
б.)подмена названий профессий названиями действия (бале­рина — «тетя танцует», певец — «дядя поёт» и т. п.);
в)замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей -«птичка»; деревья — «ёлочки»);
г)взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный -«большой», короткий — «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилага­тельными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Недостаточный практический навык применения способов слово­образования обедняет пути накопления словарного запаса, не дает ребенку возможности различать морфологические элементы слова.
Многие дети нередко допускают ошибки в словообразовании. Так, наряду с правильно образованными словами появляются ненормативные («столёнок» — столик, «кувшинка» — кувшинчик, «вазка» — вазочка). Подобные ошибки в качестве единичных могут встречаться у детей в норме на более ранних ступенях рече­вого развития и быстро исчезают.
Большое число ошибок приходится на образование относи­тельных прилагательных со значением соотнесенности с продук­тами питания, материалами, растениями и т. д. («пухный», «пухавый», «пуховный» — платок; «клюкин», «клюкный», «клюконный» — кисель; «стекляшкин», «стекловый»- стакан и т. п.).
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существитель­ными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (большие) столах» — Книги лежат на больших столах);
б) неправильное согласование числительных с существитель­ными («три медведем» — три медведя, «пять пальцем» — пять паль­цев; «двух карандаши» — двух карандашей и т. п.);
в) ошибки в использовании предлогов — пропуски, замены, недоговаривание («Ездили магазин мамой и братиком» — Ездили вмагазин с мамой и братиком; «Мяч упал из полки» — Мяч упал с полки);
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки. Там речка, много деревов, гуси»).
Звуковое оформление речи у детей с III уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы: у них про­должают наблюдаться все виды нарушений звукопроизношения (отмечаются нарушения произношения свистящих, шипящих , Л, ЛЬ, Р,Рь, дефекты озвончения и смяг­чения).
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке» — Гимнасты выступают в цирке; «Топовотик чинит водовот» — Водопроводчик чинит водопровод; «Такиха тёт тань» — Ткачиха ткет ткань).
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется го­товность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Характеристика четвертого уровня
Незначительные изменения всех компонентов языка. У детей нет ярких нарушений звукопроизношения имеется лишь недостатки дифференциации звуков [Р — Р’], [Л — Л’], [j], [Щ — Ч — Ш], [Т’ — Ц — С — С’] и др. и характеризуется своеобразием нарушения слоговой структуры, ребенок понимает значение слова не удерживает в памяти фонематический образ, в следствии чего искажения звуконаполняемости в разных вариантах:
•персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» — библиотекарь;
•перестановки звуков и слогов «комосновт» — космонавт;
•элизии (сокращение гласных при стечении);
•парафазии (замены слогов) «мотокилист» — мотоциклист;
• в редких случаях опускание слогов «велопедист» — велосипедист;
•добавление звуков «игруша» — груша, и слогов «воващи».
Степень отставания в употреблении сложных по структуре слов в спонтанном проговаривании и речевом контакте.
Все это прослеживается в сравнении с нормой, т.о. четвертый уровень определяется в зависимости от соотношения нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости.

Совокупность перечисленных пробелов речи ребенка слу­жит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеоб­разовательной школы.

ОНР (общее недоразвитие речи) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

Дьяконов, М. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси [Электронный ресурс] / М. Дьяконов. Электрон текст данные. Б. м., 1908

Личное учаспс князя во всЬхъ отрасляхъ древняго управ ления не можетъ подлежать пи малейшему сомн г Ьнш. Князь лучнпй судья и лучппй правитель. По преданно, для суда и володеныГкнязья и были прпвваны. Что кпязь самъ су дитъ, это видно прежде всего изъ Р. Правды. Тамъ сказано, что Изяславъ Ярославичъ судилъ дорогобужцевъ за убийство своего стараго конюха (Ак. 21). Задержаннаго до свита татя нельзя было убить, а надо было отвести на княжь дворъ, конечно, для суда (Ак. 38). Закупъ имЪлъ право приносить жалобы князю или судьямъ на своего господина (Тр. 52; Кар. 70). Тамъ же предусмотрЬнъ и такой случай: „Аже братья ростя жються передъ княземь о задницюе (Тр. 100; Кар. 117). Изъ только что приведенныхъ словъ „Поучетя» Мономаха впдпо, что князь ежедневно обязанъ былъ „люди оправливати». KieB ляве, прпзнавъ своимъ княземь Игоря Ольговича, потребовали отъ него: „аще кому насъ будетъ обида, то ты прави» (Ипат. 1146). О Всеволоде Юрьевиче современникъ замЪтилъ, что онъ „судя судъ истиненъ и нелицемерепъ, не обинуяся лица силныхъ своихъ бояръ, обидящихъ менииихъ п роботящихъ сироты и насилье творящимъ» (Лавр. 1212).

Князь самъ предводительствуетъ войскомъ. Это «го прямая обязанность, какъ защитника земли отъ внЪшпихъ браговъ. Онъ лично принимаетъ учаейе п въ сраженияхъ, подавая примеры отваги своей дружинЬ. Въ предприпятомъ Ольгою походе противъ древлянъ малевыий сынъ ея Свято славъ Ъхалъ во главе войска и, когда полки сблизились, „суну копьемъ Святославъ на деревлявы, и копье лете сквози уши коневи, и удари в ноги коневи, бе бо детескъ. И рече Све нелдъ и Асколдъ: „князь уже почалъ: потягнете, дружина, пое князе и (Лавр. 946). Наоборогь, если кня8ь не принимаете участая въ бою или не проявляете достаточной энергш, та дело не спорится. Воины Изяслава въ борьбе ,съ его дядей Юриемъ не отстояли брода на Днепре. Летописецъ объяснилъ эту неудачу такимъ образомъ: „да гЬмъ нетвердъ ему бе бродъ, заве не бяшеть ту князя, а боярина не вси елу шають» (Ипат. 1151). При осаде Чернигова Юриемъ Долгорукимъ съ союзными князьями и половцами осада шла очень вяло. Князья объяснили это гЬмъ, что „не крепко бьются дружина и подовци, оже с ними не ездимы сами и . Тогда кн. Андрей сказалъ: „тако створимъ, ать язъ почну день свойе поемъ дружину свою и еха подъ городъ; тогда же перевно вавъше ему инии князи, ездиша последи подъ городъ а (Ипат. 1152).

Наконецъ, князь самъ собиралъ дань съ населения. Напр., про Олега сказано, что онъ послалъ къ радимичамъ съ вопросомъ: „кому дань даете? Они же реша: козаромъ. И рече имъ Олегъ: не дайте козаромъ, но мне дайте, и въдаша Олычда по щьлягу» (Лавр. 885). Дружина приглашаете князя Игоря: „пойди, княже 9 с нами в дань, да и ты добудеши и мы. И послуша ихъ Игорь, иде в Дерева в дань» (тамъ же, 945). О князе Всеволоде Юрьевиче два раза замечено: „сущю великому князю Ростове в полюдьи», или „в Перея славли въ полюдьи». lOpift Долгоруюй въ моментъ рождения своего сына Всеволода ебе бо тогда на реце на Яхроме въ полюдьи» (Лавр. 1190; Карамзинъ, III , прим. 81).

Однако, и при крайней простоте управления князь лично не могъ удовлетворить все потребности управлетя и суда въ целомъ княжестве. Самъ князь жиль въ стольномъ городе и хотя объе8жалъ свою территорш для производства суда и сбора доходовъ, но все же долженъ былъ иметь помощ никовъ по другимъ более важнымъ пунктамъ поселешй земли. Даже и въ стольномъ городе князь йе могъ обойтись безъ помощниковъ, такъ какъ самъ часто находился въ отсутствие При князЪ ближайшими помощниками въ судЪ и хозяйстве были т1уны . Холопы по положеню, пуны, конечно, шжор вгЬйппе слуги князя и потому должны выполнять порученное имъ дЪло такъ же, какъ бы самъ князь. Но покорнейший слуга по неволе очень рЪдко бываетъ преданнымъ своему господину. TiyHM не составляли исключения изъ этого правила и часто не оказывались в а высогЬ положения въ роли судей. Пода старость Всеволода Ярославича „вачаша тивунЪ его грабити, людии продаяти (т. е. чипити людямъ тяготы продажами или судебными штрафами), сему невЬдущю у бо лёзнехь свовГеъ» (Иоат. 1093), Тагая.злоупотребления въ судЪ со стороны TiynoBb имЬли весьма прискорбное слЪдствие: „людемь не хогЬти княжЬе правде 11 (въ Лавр, сковано: „лк> демъ не доходити княже правды»). Это значить, что народъ изб’Ьгалъ княжескаго суда, а при такихъ условияхъ правосудт въ стране грозила гибель. Шевляве жаловались Игорю Оль говичу п его брату Святославу на т1уновъ кн. Всеволода: „Ратша ны погуби Киевъ, а Тудоръ Вышегородъ», и потребо вали отъ князя: „аще кому насъ будетъ обида, то ты прави». Князь далъ присягу въ томъ, что впредь не будегь имъ никакого насилья, и етунъ будетъ по ихъ указанно (Ипат. 1146). Худая слава судныхъ тсуновь, какъ неправедных!» судей, нашла отзвукъ въ любопытпомъ литературномъ памят нике XIII в.: „Семена епископа тверскаго наказашее. Здесь разсказано, что полоциий кн. Константинъ спросилъ у себя на пиру попа Семена, гдЬ будетъ на томъ свйтЬ т1унъ? Попъ отвйчалъ: гд6 и князь. Удивленный кпязь иереспросилъ: „тсунъ неправду судить, а я что деЬлаю?» Попъ ему разъяснилъ, что добрый князь иэбираетъ и TiyHa добраго; тогда оба попадутъ въ рай. А злой князь поставляете и злого йуна „толико того дЬля, абы князю товара добывалъ, напустилъ его, аки гладна пса на стерво, люди губита», то князь и тсунъ будутъ въ аду (Памяти, старин, русск. литер., IV , 185).

КромЬ судебныхъ обязанностей йунамъ поручается вы т полнете и другихъ функщй. Р. Правда въ числе княжихъ пуновъ упоминаетъ о riyHi огнищномъ п конюшемъ (Кар. 1 и 10). Конюпие йуны вЬдаютъ княжения конюшни и кон CKie табуны. Это вовсе не исключительная область частнаго княжескаго хозяйства, такъ какъ княжесюе кони служили для потребностей войны. Еще Владим1ру св. епископы и старцы советовали снова ввести виры вместо смертной казни въ виду военныхъ потребностей; они говорили: „оже вира, то на оружьи и на конихъ буди», т. е. что денелсные штрафы пойдутъ на пршбр&гение оружия и коней для воепныхъ по ходовъ. Разбитые половцами гаевляне требуютъ отъ князя Изяслава: „се половци росулися по земли; дай, кпяже, оружье и кони, и еще бьемся с ними» (Лавр. 996 и 1068). Какъ велики были княжесше табуны, видно изъ того, # что Изяславъ Мстиславичъ съ союзниками „разграбиша Игорева и Свято славля стада, въ лЪсЬ, по Рохни, кобылъ стадныхъ 3000, а конь 1000″ (Ипат. 1146). Отсюдаявствуетъ, каюя государствен лыя фупкции выполняли конюппе пуны.

Огнищный йунъ завЬдывалъ княжескимъ огнищемъ, т. е. домомъ или дворомъ. Это, надо думать, то же, что пунъ дворскШ. Р. Правда знаетъ пуновъ дворскихъ у бояръ (Кар. 77), а лЬтопись упоминаетъ у кн. Мстислава Изясла вича „Олексу дворьского» (Ипат. 1171). Въ качестве лицъ, зав’Ьдующихъ княжескимъ хозяйствомъ, йуны играли важное значение въ сфере финансовой администращи. Они, напр., назначались на волока для поддержашя порядка при пере возки товаровъ изъ одной рЪки на другую. По договору Смоленска съ немцами установлено: „Аже тиоунъ услышить, латинескыи гость пришелъ, послати ему люди съ колы пьре «Ьсти товаръ, а не удержати ему; аже удержить, у томь ся можете учинити пагуба» (ст. 23). Въ пользу Tiyna съ гостя полагались за это „роукавиц’Ь пьрстаты готьские». Изъ обязанностей огнищнаго или дворскаго Tiyna выросла долж ность московскаго дворецкаго, какъ изъ обязанностей коню шаго TiyHa должность боярина конюшаго. Важное государ ственное значете княжихъ ттуновъ явствуетъ уже изъ того, что за убШство ихъ (кромЬ сельскаго Tiyna ), какъ и за yoiftcTBO княжихъ мужей, назначена двойная вира въ 80 гри ленъ (Кар. ]).

Кромй н’уновъ, отдельными отраслями княжескаго хозяйства выдали ключники. Ключникъ тоже холопъ и носить на административна го дгьленгя государственныхъ территоргё древняя Русь не знала. Хотя каждая территория подразделяется на области, но эти подраздЬления и неоднородны, и изменчивы вслЬдствие распадетя княжешй п захвата князьями другъ у друга городовъ.

Изъ ранее сказаннаго известно о существовали въ каждой земле, кроме стольнаго города, еще пригородовъ (стр. 66—67). Памятники говорятъ сверхъ того о волостяхъ въ смысле подраздЬлейя территорш. Уже Рюрикъ „раздая му лсемъ своимъ волости а (Ипат. 862). Но терминъ „волость» крайне неопределенный. Онъ обозначаете прежде всего власть или право, а затемъ объектъ, пoдлeжaщiй чьей либо властие Въ послЬднемъ смысле волостью называется и вся земля. какъ подчиненная власти князя (стр. 62). И отдельная область земли, выделенная въ yпpaвлeвie особому лицу, какъ состоящая въ его власти, тоже называется волостью. На конецъ, и частное недвижимое имущество, находящееся во власти землевладельца, именуется его волостью. Пригородъ съ приписаннымъ къ нему округомъ, если состоялъ въ особомъ. управлении, является волостью земли. Въ такомъ значении волости упоминаются въ договорахъ Новгорода съ князьями: все волости новгородсие князья обязывались „держати (въ управлении) мужи новгородьскыми». Для точности волости въ договорахъ перечислены: „А се, княже, волости новгородь скые: Волокъ, Тържькъ, Бежицее и пр. Въ этотъ перечень. вогали и пригороды, но не только одни пригороды. Тамъ. упомянуты, напр., „Перемь, Печера, Югра а и др.—названия чисто этнографическш. Но въ перечни они обозначаюте об ласти, для управления которыми должны назначаться новгород погосты, сотни, верви. Погосты исконное явлете. „Съ разветпемъ торговли среди одинокихъ укръпленныхъ дворовъ возникали сборные торговые пункты, мЬста промышленная обмана, куда звероловы и борт пики сходились для торговли, для гостъбы, какъ говорили въ старину. Tarie сборные пункты получили назваше пого €товъ. Въ послЬдствш, съ приняпемъ христсанства, на этихъ мйстныхъ сельскихъ рынкахъ. какъ привычныхъ людскихъ сборищахъ, прежде всего ставились хриспансюе храмы: тогда погостъ подучалъ значение ьгЬста. гдЬ стоить сельская при ходская церковь. При церквахъ хоронили покойниковъ: отсюда произошло значение погоста, какъ кладбища. Съ приходами совпадало или къ нимъ пр1урочивалось сельское администра тивное дйление: это сообщало погосту значение сельской во лости. Но все это позднЬйппя значения термина: первона чально такъ назывались сборныя торговыя, „гостинныя» мЬ гга» (Ключевсшй. Курсъ, 1,148). Однако, еще въ дохриспанское время погосты уже имЪли значение администравныхъ пунктовъ и округовъ. О кн. ОльгЬ сказано, что она „иде к Новугороду и устави по МьсгЬ погосты и дань, и по Лузй погосты и дапь и оброкы; и ловнща ея суть но всей земли, и знамения и м4ста и погосты» (Ипат. 947), Установление погостовъ связано здесь съ организацией сбора дани. Это подат ное значение погостовъ подтверждается и позднЬйшимн памят никами. По договорамъ Новгорода съ князьями, отпущенные закладники должны возвратиться: „кто смердъ, а тотъ потяг неть въ свой погостъ (въ свой потугь)». По уставной грамогЬ смоленской епискоши 1150 г. назначена десятина въ пользу епископа „отъ всЬхъ даней смоленскихъ».и эта дань исчисляется далее по погостамъ: „вътыхъпогостехъ вовсЬхъ сходится данп . . .» Такихъ погостовъ перечислено въ грамогЬ до 45 (Хрпст. В.6уданова, I , изд. 5е, 257 п ел.). Но это дЬлете на погосты, повидимому, не было общимъ для всЬхъ древнерусскихъ княжешй.

Сотни —это сохранившийся пережитокъ исконнаго воен енаго деления, когда землисоставляли тысячу, разделившую ся на сотни и десятки. Делете на сотни известно всемъ европейскимъ народамъ. Но наши памятники не сохранили никакого следа военнаго значения сотенъ. Только должность тысяцкаго продолжаетъ сохранять довольно долго военный характеръ. А стояпце во главе сотенъ сотсюе, о которыхъ упоминаетъ летопись при Владим1р , Ь св., скор’Ье финансовые правители, а не военачальники. Приписанный къ нЪкоторымъ спискамъ Р. Правды Уставъ о мостахъ указываетъ на рас пределение мостовой повинности въ Новгороде по сотнямъ. По сотнямъ же распределялись въ Новгороде куицы (стр. 89). Кн. Мстиславъ ДанилоЕичъ обложилъ берестьянъ за ихъ ко ромолу особымъ сборомъ: „со ста по две лукне меду, а по две овце, а по пятинадесять десяткъвъ лну, а по сту хлЬбовъ, а по пяти цебровъ овса, а по пяти цебровъ ржи, а по 20 куръ; а потолку со всякого ста» (Ипат. 1289).

Много разпоглаЫй вызвало въ нашей литературе истолкование термина вервь, встрЬчающагося въ Р. Правде. Тамъ указано, что за убШство въ разбое, если не ищутъ убШцы,. ответственность падаетъ на вервь: „то виревную платити въ чьей же верви голова лежить». Эта вира называлось дикою, такъ какъ ее приходилось платить за неизвестнаго убйцу. Но головникъ (убШца) могъ оказаться въ верви, тогда вервь помогаетъ ему платить виру, если онъ вложился въ дикую, виру и уплатилъ „исъ дружины свою часть». Точно такъ же за преступления имущественныя („Аже будеть роеЬчепа земля ши (на земли) знамение, имъ же ловлено, или сЬть») на вервь падаетъ ответственность или „по верви искати татя, ли платити продажю» (Тр. 3, 4, 63; Кар. 3, 4, 80). Отсюда видно, что вервь есть территор1алышй округъ, члены котораго свя заны круговою ответственностью по н’Ькоторымъ судебнопо лицейскимъ и финансовымъ д1;ламъ. Никакихъ другихъ по дробностей о верви ни Р. Правда, ни друпе памятники не даютъ. Желаше выяснить пропсхождете этого института при вело къ цЬлому ряду сближение и догадокъ. Самое слово. „вервь» считается то однокорепнымъ съ индоевропейскпмъ Warf , Hwarf (Карамзинъ, В.Будановъ), то чисто славянскимъ, какъ Bepeie , веревка (Соловьевъ). Въ древности у насъ землю измеряли и считали веревками: „земли столько то веревокъ». Но трудно допустить, что границы округаверви измерялись въ X — XII вв. веревками, отчего возникло, какъ думаютъ, и са мое назваше округа. Вероятнее догадка, что вервь обозиа чаетъ связь родства. Въ Полоцкомъ статуте родственники. назывались вервпыми братьями. Въ нашемъ старомъ языке кровный родственникъ обозначался терминомъ „ужикъ крове», отъ „уже»—веревка. На основаны этого сближения догады ваются, что слово „вервь» пмЬетъ совершенно одинаковое значение съ латинскимъ „ linea » п французскимъ „ ligne ( la )», которыя означаютъ не только веревку, но и связь родства, „родъе (И. Собуьстьянскш. Круговая порука у славянъ, 1888, стр. 114 и след. Ср. /7. Лавровскт. Коренное значение въ назвашяхъ родства у славянъ, 93; М. Н. Ясинскт. Села и вервь Р. Правды, Унив. изв., 06, № 3). Но если таково первоначальное значешс верви, то въ эпоху Р. Правды о кровной связи между членами верви не сохранилось и сл’Ьда. Органы ynpaBjeiiifl въ области. Главнымъ меЬстнымъ органомъ княжескаго управления является посадникъ. Посадники сидятъ по городамъ по назначешю князей. На значение въ тотъ или иной городъ посадника какимъ либо. княэемъ означаетъ, что этотъ городъ входить въ составь владешй даннаго князя. Присоединяя къ своимъ владЬшямъ.

Какую либо землю или захватывая какую либо область, князь спЪшитъ посадить въ города этой области своихъ посадни ковъ. Владим1ръ Святославичъ, узнавъ что Яроподкъ убилъ брата Олега, испугался и убежадъ изъ Новгорода за море; „а Яроподкъ посадники своя посади в НовегородЪ» (Лавр. 977). Олегь Святославичъ „перея всю вемлю Муромску и Ро итовьску, и посажа посадникы по городомъ» (тамъ же, 1096). Какъ только Всеволодъ Чермный захватилъ 1Ыевъ, над’Ьясь на свою силу, то „посла посадникы по всЬмъ городомъ ки евьскымъ» (тамъ же, 1206). Принять или пригласить посад ника отъ какого либо князя значить признать надъ собой его власть. При приближеши Глйба Юрьевича къ Курску куряне „послаше къ Гюргевичю и пояша у него посадникъ к собЪ; и посади своего у нихъ посадника» (Ипат. 1147). ЗдЬсь починъ принадлежитъ населетю. Но и молчаливое вольное или вынужденное coniacie населения принять назна ченнаго посадника означаетъ то же. Наоборотъ, если посад ники бросаютъ городъ, бегутъ изъ него, это значить, что ихъ князь теряетъ власть надъ этимъ городомъ. В4сть о прибли жены союзника Юрия Долгорукаго — кн. Святослава Ольго вича имЪла своимъ слЬдствиемъ то, что „выбйгоша посадвичи Володимери (и) Изяславли из Вятичь, изъ Бряньска, и изъ Мьченьска, и изъ Блеве» (тамъ же, 1147). Если же посад ники не успевали покинуть города, князь завоеватель поло нилъ ихъ. Изяславъ Мстиславичъ отнялъ снова города у дяди Вячеслава „и посадникы исковавъ приведс» (Лавр. 1146).

Отсюда прежде всего явствуетъ политическое значение по садника: онъ является связующимъ элементомъетого города, где онъ сидитъ, съ землею и съ княземъ, которымъ посаженъ. Поэтому первою обязанностью посадника было охранение власти своего князя надъ вверенною ему областью. Въ силу этого, посаднику принадлежитъ военная власть: онъ предводи тельствуеть войскомъ, ставить города для защиты отъ Henpi ятеля, отражаетъ его нападения. Рюрикъ роздалъ волости своимъ мужамъ и поручилъ имъ „городы рубати». Шведы подступили подъ Ладогу, „и пожьгоша ладожане хоромы своя, а сами затворишася въ граде съ посадникомь съ Нежатою, а по князя послаша. Они же приступиша подъ городъ и не ycnima ничтоже къ граду, нъ бодьшю рану въсарияшя, в: отступиша» (Синод. 1164). Емь явилась на Ладожское оз. съ целями грабежа. „Володиславъ, посадникъ ладозьскый, съ ладожавы гонися в лодияхъ по нихъ въ слйдъ, кде они воюють, и постиже я, и бися с ними» (тамъ же, 1228). Всл4дствие своихъ военныхъ функщй посадники иногда называются вое водами. Когда новгородцы решили отнять у великаго князя Василия Дмитриевича захваченную имъ Двинскую землю, то „воеводы же новгорочкыи: посадникъ Тимофей, посадникъ Юрьи и Василш и вси вой notxama за Волокъ на Двину и (тамъ же, 1398).

Посадннкамъ принадлежала и судебная власть. Въ устав ной грамотЪ смоленской епискоши, за перечислениемъ дЬлъ, переданныхъ въ в4дЬше церковнаго суда, стоить санкщя: „Ажъ будетъ или тяжа, или продажа епископля, да неиадобй ни князю, на посаднику, ни тивуну, пи иному никомуже». Призванные въ Ростовскую землю Ростиславичи „роздаяла 6 tcTa посадничьства руськымъ дЬцькымь; они же многу тяготу людемь спмъ створиша продажами и вирами и (Ипат. 1175), т. е. судебными штрафами. Въ Псковской грамогЬ постанов лено: „А которому посаднику сЬсти на посадничество, ино тому посаднику крестъ ц’Ьловати на томъ, что ему судить право. . . а судомъ не метится ни на когожь, а судомъ не отчитись, а праваго не погубити, а виноватаго не жаловати» |ст. 3). Такъ и по Новгородской грамогЬ положено: „А по саднику судити судъ свой съ наместники великого князя по старин!,» (ст. 2). Въ договорахъ Новгорода съ князьями стоить ycjiOBie : „А бесъ посадника ти, княже, суда не судити». Весьма вероятно, что посадпики, какъ и князья, текли соб ственныхъ TiyHOBb , которые выполняли за ппхъ обязанности судей. Относительно паетЬстниковъ, по крайней м’ЬрЪ, это со вершенно безспорно.

Въ общемъ порядке посадпиковъ назначаетъ князь. Но’въ \ отдЬльныхъ случаяхъ и в4че считаетъ себя въ правЬ вмеши ваться въ это деЬло. Ростовцы и суздальцы угролсаютъ своему пригороду Владим!ру: „пожьжемъ и, иакы ли посадника в немь посадимъе (Лавр. 1175). А въ Новгороде, гдЬ посадиикъ существуетъ рядомъ съ княземъ, съ половины XII в. г>ти случаи становятся обычными, такъ что посадникъ Твсрдиславъ уже ссылается на господствующую практику, обращаясь къ. новгородцамъ: „а вы, братье, въ посадничьствЬ и въкнязЪхъ волны а (Синод. 1218). ВмйсгЬ съ гЬмъ, князь ограничивается въ праве единолично назначать посадниковъ и въ Новгород сшя волости; онъ ихъ назначаетъ по соглашетю съ новго родскимъ посадникомъ и исключительно изъ среды Новгород цевъ, съ обязательствомъ не лишать ихъ волостей иначе, какъ за преступлетя: „Что волостий всЬхъ новгородьскыхъ. тога ти, княже, не держати своими мужы, нъ дьржати мужи нов городьскыми. А бесъ посадника тоб4 волостий не раздавать А безъ вины ти мужа волости не лишити».

Помимо Новгорода, князья. нааначаютъ посадниками сво \ ихъ дружинниковъ, преимущественно старшихъ — мужей и бояръ. Рюрикъ раздавалъ волости „мужемъ своимъ». Олегъ,. захвативъ Смоленскъ и Любечь, въ каждомъ изъ нихъ „по сади мужь свой». Владим1ръ св., по заняли Шева, изъ при шедшихъ съ нимъ варяговъ „изъбра мужа добры и смыслены и храбъры, и раздая имъ грады» (Ипат. 862, 882 и 980)е Но Ростиславичи въ Ростовской земле „роздаяла бЪста посад иичьства руськымъ дЬцькымь» (тамъ же, 1175), т. е. млад шимъ дружинникамъ. Наконецъ, князья раздаютъ волости и своимъ дЬтямъ или молодымъ племянникамъ, которые управ ляютъ ими на положеши посадниковъ. О Всеволоде Яросла виче сохранилось извесие, что „печаль бысть ему отъ сыновець своихъ, яко начаша ему стужати, хотя власти, овъ. «ея, овъ же другие; сей же, омиряя ихъ, ра8даваше власти имъ» (Лавр. 1093).

Посадникъ является въ области представителемъ власти князя, а потому, какъ только самъ князь прибывалъ на Micro , власть посадника прерывалась; князь лично вЬдалъ тогда всЬ дела данной области. Въ этомъ смысле Владим1ръ Мономахъ говорилъ о себй, что онъ „самъ творилъ что было надобй, на посадникы не зря, Hi на биричие.

Должностныя лица получаютъ въ свою пользу известный доходъ. Этотъ доходъ заключался въ судебныхъ пошлинахъ. и въ корми. Уголовные штрафы — виры и продажи — шли князю. Такъ какъ онъ не имеЬлъ собственной казны, отличимой отъ государственной, то въ сумме уголовныхъ штрафовъ онъ им’Ьлъ я личный доходъ. Но помощники князя получали особый доходъ. Р. Правда установляетъ размеры этихъ доходовъ въ пользу некоторыхъ изъ нихъ. Такъ, внрникъ съ простой виры получалъ 8 гривенъ, а метальникъ 12 векошь; ютрокъ съ продалси въ 12 гривн.—2 гр. 20 кун. (Кар. 7 и 85). Что посадники и пуны получали доходы съ суда, это явствуетъ изъ того, что они допускали злоупотребления при обложеши уголовными штрафами: чинили людямъ тяготы про дажами и вирами или „продавали» людей (стр. 156 и 169). Но о размерахъ этихъ доходовъ за первый перюдъ ничего неизвестно.

Помимо того судьи и исполнительные при судЬ органы получали отъ мъстнаго населения необходимое продовольсше j для пропиташя какъ ихъ самихъ, такъ ихъ слугъ и лаже ло шадей. Это былъ такъ называемый кормъ въ натуре. Сначала разм’Ьръ корма определяется или на каждый день, или на не дЬлю, количественно и качественно, или же потребностями чело века и животныхъ. Эти порядки нашли отражение уже въ Р. Правде. Въ ней указанъ следуюпцй кормъ вирнику: „7 ве деръ солоду на неделю, да овенъ, или полоть, а въ середу же сыръ, а въ пятницу такоже; а куровъ ему по двое на день, а хлебовъ 7 на неделю, а пшена семь уборковъ, а гороху та кожъ, а соли 7 голважень: то ти вирнику съ отрокомъ» (Кар. 7). Въ краткомъ списке количество хлеба и пшена определено весьма приблизительно размерами потребностей: „по кольку могуть ясти». Лошадей вирнику полагалось иметь не более 4 „и сути имъ на ротъ колько могуть зобати» (Ак. 42). От року при взысканы продажи полагалось „ехати съ отрокомъ на дву конехъ, а овесъ сути на ротъ, а мяса дати овенъ или полоть, а инемъ корму, что имъ чрево возметъ» (Кар. 85; ср. Тр. 90 и 91; Кар. 108 и 109). Вполне естественно, что голоднаго судью или пристава надо кормить. Но уже съ древнейшаго времени такой кормъ уплачивался населениемъ независимо отъ того, голоденъ судья или негь. Сытый же судья уже не нуждается въ корме натурой; отсюда передо жение натуральной повинности на деньги, известное уже Р. Правде.

Этотъ способъ содержан!я доджностныхъ лицъ, при всей своей первоначальной естественности, ивгЬлъ въ своеиъ дальнЬйшемъ развили крайне невыгодный последствия. Должность, именно ватЬдюше этого, получила вполне частный характеръ, такъ какъ на нее стали смотреть прежде всего .какъ на доходную статью. Каждый слуга смотритъ на должность не только какъ на средство прокорма, пропиташя, но соразме ряем все свои должностныя дЪйсяшя съ расчетомъ, какой за этимъ последуетъ доходь въ его пользу. Такимъ образомъ добавочный элемента должности мало по малу выдвинулся на первый планъ и получилъ важнейшее значение. Оттого и самая должность получила иазвате кормления, которое пере гало затЬмъ и въ оффищальный языкъ.

Ивъ рсего этого ясно, почему „сыновцы» Всеволода Ярославича надоедали ему, вы прашивая себе волостей: они желали получать доходы. Въ летописи разсказанъ интересный случай, что къ галицкому князю Ярославу прибЪжалъ изъ Царьграда братанъ царевъ киръ Андроникъ, „и прия и Ярославъ с великою любовью, и да ему Ярославъ неколикогородовъ на утениение» (Ипат. 1165). Это vrbmeHie было, однако, вовсе не нравственное: киръ Андроникъ угЬшался въ этихъ городахъ собираемыми дохо дами.

Итакъ, раздавая волости своимъ дружинникамъ, князья распределяли между ними доходы. Это была одна изъ при тягательныхъ силъ для поступления въ княжескую дружину. Соответственно различш въ доходахъ, соразмерялся п боль mifi или менышй почетъ, оказанный тому или другому дружин нику. Въ этомъ надо видеть зародышъ государственнаго жало ванья. Древшй иереводчикъ „Земледельческаго Устава» пере далъ весьма тонко поште о жаловапш чиновникамъ формулой: „честь и власти яже отъ кпязя» (стр. 39).

Князь самъ предводительствуетъ войскомъ. Это «го прямая обязанность, какъ защитника земли отъ внЪшпихъ браговъ. Онъ лично принимаетъ учаейе п въ сраженияхъ, подавая примеры отваги своей дружинЬ. Въ предприпятомъ Ольгою походе противъ древлянъ малевыий сынъ ея Свято славъ Ъхалъ во главе войска и, когда полки сблизились, „суну копьемъ Святославъ на деревлявы, и копье лете сквози уши коневи, и удари в ноги коневи, бе бо детескъ. И рече Све нелдъ и Асколдъ: „князь уже почалъ: потягнете, дружина, пое князе и (Лавр. 946). Наоборогь, если кня8ь не принимаете участая въ бою или не проявляете достаточной энергш, та дело не спорится. Воины Изяслава въ борьбе ,съ его дядей Юриемъ не отстояли брода на Днепре. Летописецъ объяснилъ эту неудачу такимъ образомъ: „да гЬмъ нетвердъ ему бе бродъ, заве не бяшеть ту князя, а боярина не вси елу шають» (Ипат. 1151). При осаде Чернигова Юриемъ Долгорукимъ съ союзными князьями и половцами осада шла очень вяло. Князья объяснили это гЬмъ, что „не крепко бьются дружина и подовци, оже с ними не ездимы сами и . Тогда кн. Андрей сказалъ: „тако створимъ, ать язъ почну день свойе поемъ дружину свою и еха подъ городъ; тогда же перевно вавъше ему инии князи, ездиша последи подъ городъ а (Ипат. 1152).

Оцените статью
Кошки и собаки на понятном языке для человека на Doktor-Vet.ру